Тракторист
  • Повар, кондитер
  • Автослесарь, водитель категории "В,С1"
  • Тракторист-машинист
  • Электрики

«Тракторист-машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства»

История профессии

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х гг. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек.
В 30—40-х, начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя. 
В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей.
В этот же период в связи с реорганизацией МТС функции рабочих профессии тракториста-машиниста ходовой части расширились за счет включения в них функций слесаря по ремонту. Одновременно профессия тракториста колесных тракторов объединилась с профессией тракториста гусеничных тракторов.

По мере развития тракторостроения и увеличения числа различных типов сельхозмашин некоторые функции полеводов, садоводов и овощеводов перешли к трактористу-машинисту. В ближайшие 10—15 лет в связи с применением тракторов новых типов (СШ-45, СШ-65, СШ-75) и дальнейшим разделением труда появятся новые специальности: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист-садовод.

Если в первые годы появления профессии тракториста основными элементами в структуре его рабочего времени были полевые и стационарные работы, то последние 10—20 лет тракторист-машинист стал выполнять большой объем полевых (31%), ремонтных (26%) и погрузочно-разгрузочных работ (15 %).
Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40 % более высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К.-700, потребует новых изменений в наименованиях и содержании профессий механизаторов. При быстром переналаживании сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наименований сменного оборудования, может выполнять работу бульдозера, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др.

Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержания труда традиционной профессии тракториста. Это уже не просто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, механизатор сельскохозяйственного производства, владеющий многими смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы
Таким образом, технический прогресс в сельском хозяйстве, механизация технологических процессов и прогрессивные формы организации производства внесли существенные изменения в содержание труда механизаторов и позволили значительно повысить их занятость в течение года.
Сформировалась новая профессия — механизатор широкого профиля. Отлично владея новой техникой, имея широкий круг профессиональных навыков, умений и специальную сельскохозяйственную подготовку, он выполняет различные виды работ на полях и фермах с помощью комплексов машин, владеет ремонтным и станочным оборудованием.

Характеристика профессии

1. Квалификация: - тракторист-машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства категории «А».
2. Назначение профессии. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства самостоятельно работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах, агрегатируемых с этими тракторами и других сельскохозяйственных машинах. Профессиональные знания и навыки тракториста-машиниста позволяют ему выявлять и устранять неисправности в работе тракторов и сельскохозяйственных машин, производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемых тракторов и сельскохозяйственных машин.
3. Социальная значимость профессии в обществе: Представители этой профессии делают огромный вклад в народное хозяйство. Без тракториста не смогут работать коммунальные службы, фермы, промпредприятия и многие другие организации. Так как люди с такой специальностью присутствуют на многих предприятиях с разным направлением деятельности, то профессию тракторист можно смело назвать востребованной.
4. Массовость и уникальность профессии: Чтобы работать на такой технике человек должен иметь хорошее зрение, реакцию и внимание. Хоть трактора и работают на маленькой скорости, они имеют большую мощность и немалый вес, а значит, могут натворить много ущерба при неаккуратных действиях тракториста. Опытный специалист должен чувствовать свою машину. Такой работник точно знает насколько нужно повернуть рычаг, чтобы выполнить необходимое действие. Тракториста можно встретить везде: в поле, на стройке, в лесу, на шахте или просто на уборке территории.
5. Риски профессии: Тракторист больше всего рискует, когда ремонтирует свою технику. Как утверждает статистика, больше всего травматизма связано именно с ремонтом машин, а не их использованием. Чаще всего эти машины работают там, где нет пешеходов и других транспортных средств, потому врезаться не во что. Но все же трактора иногда выезжают на проезжую часть, и тогда вполне может произойти авария, поэтому человеку в кабине нужно быть внимательным во время езды. Положительные черты этой работы зависят от того, с чем сравнивать. Тракторист выполняет работу силой трактора, а не своими руками — это уже плюс.
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Необходимы физическая сила и выносливость, достаточная острота слуха, хороший объемный глазомер, точная сенсомоторная реакция, устойчивый интерес к работе с техникой, техническая наблюдательность и смекалка.
7. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями опорно-двигательного аппарата (радикулит, артрит и т.п.), выраженными дефектами органов зрения и слуха, нервно-психическими расстройствами.
8. Требования к профессиональной подготовке Нужны знания в области физики, биологии, геометрии теории машин и механизмов, металловедения, агротехники и др. Необходимы знание назначения и навыки использования слесарных инструментов, умение собирать и разбирать электроприборы. 9. Родственные профессии Автомеханик, водительские профессии различных типов, преподаватель спецкурса в профтехучилище.

Образовательно-квалификационная характеристика выпускника

Ленинского профессионально-технического училища сферы обслуживания и транспорта.

1. Профессия 8331.2 – “Тракторист-машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства”
2. Квалификация – категория А.
3. Квалификационные требования:
Должен знать: правила, способы и особенности выполнения сельскохозяйственных и мелиоративных работ машинно-тракторными агрегатами в соответствии с требованиями агротехники и агротехнологии; строение, принцип действия, эксплуатационные регулировки колесных тракторов класса до 20 кН включительно, гусеничных тракторов класса до 30 кН включительно, технологические регуляции сельскохозяйственных и мелиоративных машин, которые агрегатируются с тракторами этой категории; требования к комплектованию машинно-тракторных агрегатов для выполнения механизированных работ; признаки и причины основных неисправностей тракторов, сельскохозяйственных и мелиоративных машин и способы их устранения; системы технического обслуживания и ремонта тракторов, сельскохозяйственных и мелиоративных машин; особенности обслуживания машин в случае применения химических средств защиты растений; правила дорожного движения и правила перевозка грузов; правила хранение и способы защиты от коррозии тракторов, сельскохозяйственных и мелиоративных машин; основы организации, оплаты труда и экономических отношений в сельскохозяйственном производстве; правила охраны труда во время эксплуатации и обслуживания тракторов, сельскохозяйственных и мелиоративных машин; основные требования законодательства по вопросам охраны окружающей среды; назначение и свойства металлов и их сплавов, неметаллических материалов, которые применяют для изготовления и ремонта деталей машин; основные свойства пально-мастильних материалов и охладительных жидкостей; способы и правила выполнение слесарных работ; содержание и правила оформление первичных документов из учета работы машин (учетного листа тpактоpиста-машиниста, путевого листа и других документов); нормы производительности и затраты пально-мастильних материалов на выполнение основных механизированных работ; пути снижения себестоимости выполняемых работ, способы и средства повышения производительности труда; чтение чертежей, допуски, посадки и технические измерения; основы правовых знаний, отраслевой экономики.

Должен уметь: самостоятельно выполнять сельскохозяйственные и мелиоративные работы на колесных тракторах класса до 20 кН включительно, гусеничных тракторах класса до 30 кН включительно, сельскохозяйственных и мелиоративных машинах, которые агрегатируются с этими тракторами, включая бульдозеры, в соответствии с требованиями агротехники и агротехнологии. Комплектовать машинно-тракторные агрегаты. Выполнять транспортные работы на тракторах согласно правил дорожного движения и правил перевозки грузов. Выполнять ежесменное техническое обслуживание тракторов, сельскохозяйственных и мелиоративных машин, на которых работает. Определять неисправности тракторов, прицепных и навесных орудий и других машин, которые агрегатируются с ними, устраняет их. Самостоятельно выполнять технологические регулировки рабочих органов сельскохозяйственных и мелиоративных машин и пристроил к ним. Читать несложные машиностроительные чертежи, схемы, пользуется инструкциями по эксплуатации машин. Выполнять под надзором мастера-наладчика по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка работы по периодическому техническому обслуживанию и ремонта тракторов этой категории, сельскохозяйственных и мелиоративных машин.

Рационально использовать горюче-смазочные, резино-технические и другие эксплуатационные материалы и запасные части. Готовить трактора, сельскохозяйственные и мелиоративные машины и орудия к хранению. Выполнять работы согласно правил и норм охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также требований охраны окружающей среды.
4. Общепрофесиональные требования
Должен:
а) рационально и эффективно организовать труд на рабочем месте;
б) придерживаться норм технологического процесса;
в) не допускать нехватку в работе;
г) знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, сдерживаться норм, методов и приемов безопасного ведения работ;
д) использовать в случае необходимости средства предупреждения и устранения природных и непредвиденных негативных явлений (пожары, аварии, наводнения, и тому подобное);
е) знать основы информационных технологий.
5. Требования к образовательному уровню лиц, которые будут учиться в системе профессионально-технического образования:
Полное (базовая) общее среднее образование. Без требований к стажу работы.
6. Сфера профессионального использования выпускника:
Сельское хозяйство. Предоставление услуг сельскохозяйственной техникой.
7. Специфические требования:
7.1.Возраст – по окончании срока учебы – не менее 18 лет.

Мастера производственного обучения по профессии:
«Тракторист-машинист сельскохозяйственного (лесохозяйственного) производства»
Папченко И. И.
Захарченко С. А.



Blue joomla theme by Template Joomla