4.2.1 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Газ 31105 вентиляция салона


ГАЗ 31105 | Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

Общая информация

Описание систем

Конструкция систем вентиляции с отопителем и К/В представлена на иллюстрации.

Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В

Салон разделён на две зоны, – водителя и пассажиров, – для каждой из которых можно устанавливать индивидуальные параметры вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, кроме режима циркуляции. Управление системой вентиляции с отопителем и К/В приведено в Главе Органы управления и приемы эксплуатации.

Горячая ОЖ пропускается через теплообменник, нагревая проходящий через него воздух. Подача воздуха в салон регулируется заслонками. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон более интенсивно. Вентилятор может работать с разной скоростью. При закрытой заслонке ОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.

Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр, в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность замены фильтра, т.к. запылённый фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведёт к застаиванию воздуха внутри салона. Дополнительно может устанавливаться угольный фильтр, очищающий воздух от выпускных газов дизельных двигателей и т.п.

Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режим циркуляции воздуха.

Воздух выходит из салона через два вентиляционных отверстия, расположенных в задней части автомобиля.

Система кондиционирования воздуха (К/В) входит в стандартную комплектацию некоторых моделей, а на остальные модели может устанавливаться дополнительно. Кроме того, может устанавливаться система автоматического управления отопителем и К/В (ACC). Компоненты системы ACC указаны на иллюстрации.

Расположение компонентов системы ACC

Работы с системой К/В должны выполняться в специализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.

С помощью системы К/В температуру воздуха в салоне можно понижать относительно внешней температуры. При работе системы влажность воздуха в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры можно избавиться от запотевания стёкол.

Компоненты системы К/В и их расположение указаны на иллюстрации.

Расположение компонентов системы К/В

В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на иллюстрации.

Потоки хладагента в системе К/В

Компрессор кондиционера приводится ремнём от коленчатого вала двигателя. Он создаёт давление в контуре хладагента, представляющего собой газ, и вызывает его нагрев. В конденсаторехладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагент переходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускается через расширительный клапан, в результате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается и поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.

Конструкция расширительного клапана

На модели с дизельным двигателем V6 может устанавливаться дополнительный отопитель, работающий на дизельном топливе. Кроме того, для увеличения водяного потока через радиатор отопителя моделей, поставляемых на рынки с холодным климатом, может устанавливаться циркуляционный насос (см. иллюстрацию Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В).

Конструкция дополнительного отопителя

Меры безопасности при обслуживании системы К/В

Система К/В должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленным с приёмами сбора и хранения автомобильного хладагента.

  1. Не допускайте контакта хладагента с кожей;
  2. При работе рядом с системой К/В надевайте защитные очки;
  3. При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
  4. В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше +50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
  5. Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднённому дыханию;
  6. Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
  7. При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;
  8. При проведении сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте её воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
  9. Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.

automn.ru

ГАЗ 31105 | Отопление и вентиляция

1.12. Отопление и вентиляция

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Панель управления кондиционером

1 – ручка управления распределительными заслонками; 2 – ручка регулировки температуры; 3 – ручка переключателя электродвигателя вентилятора; 4 – кнопка переключателя режимов циркуляции воздуха; 5 – кнопка выключателя кондиционера

В автомобиле применена система вентиляции, эффективно действующая при закрытых окнах. Ее особенностью является возможность направить потоки воздуха с разной температурой в различные зоны салона. Возможна также одновременная подача холодного воздуха в верхнюю часть салона и горячего воздуха – в нижнюю часть.

Вентиляция салона

Для вентиляции салона открыть заслонки воздуходувов на панели приборов.

Ручку 1 переключателя установить в положение или .

Обдув запотевших стекол

Установить ручку 1 переключателя в положение .

Установить ручку 3 переключателя в положение II или III.

В холодное время включить ручкой 2 переключателя обогрев для более быстрой очистки стекол.

Режим прогрева салона

Открыть все воздуходувы.

Ручку 2 переключателя повернуть до упора по часовой стрелке для включения максимального обогрева.

Ручку 1 переключателя установить в положение .

Ручку 3 переключателя установить в положение III.

После прогрева салона переключателем 2 установить требуемую температуру.

Кондиционер

Кондиционер включается при температуре окружающего воздуха выше +5° С. При работе кондиционера всегда должен быть открыт хотя бы один воздуходув, иначе кондиционер может покрыться льдом.

Режим охлаждения салона

Закрыть все окна.

Открыть все воздуходувы.

Включить кондиционер, нажав на кнопку 5 выключателя (при этом в кнопке выключателя загорается лампочка).

Для более быстрого охлаждения салона нажать на кнопку 4 переключателя (при этом в кнопке выключателя загорается лампочка). В этом случае забор воздуха в кондиционер будет происходить из салона.

Ручкой 2 переключателя установить требуемую температуру. Для более быстрого охлаждения воздуха ручку 2 переключателя повернуть до упора против часовой стрелки.

Ручку 3 переключателя установить в положение I, II или III. Для более быстрого охлаждения воздуха ручку 3 переключателя установить в положение III.

Ручку 1 переключателя установить в положение .

Кондиционер с автоматическим поддержанием заданной температуры

Кондиционер поддерживает постоянную температуру в пределах от +18 до +29° С. Если задается температура вне данных пределов, то кондиционер работает постоянно соответственно на охлаждение или отопление.

Если при включении зажигания контрольная лампа слева от кнопки OUTSIDE TEMP (см. рис. Панель управления кондиционером) мигает в течение 1 мин, это указывает на неисправность кондиционера.

При низкой температуре окружающего воздуха вентилятор кондиционера включается только после прогрева двигателя. При непрогретом двигателе вентилятор можно включить только кнопками и HI.

При перегреве двигателя может происходить автоматическое самоотключение компрессора.

При высокой влажности и температуре окружающей среды капающий под автомобиль с испарителя конденсат не является признаком неисправности.

При неисправностях в контуре охлаждения кондиционера срабатывает защитное устройство, которое отключает кондиционер.

automn.ru

ГАЗ 31105 | Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха

Вентиляция и отопление

Для регулирования температуры воздуха используется система смешивания холодного и горячего воздуха. Эта система обеспечивает малоинерционное регулирование температуры воздуха, которое практически не зависит от скорости движения автомобиля. Величина подачи воздуха в салон определяется скоростью вращения вентилятора. Поэтому для эффективной работы системы отопления и вентиляции вентилятор должен быть включен даже на ходу автомобиля.

Для отопления зоны расположения ног пассажиров, сидящих на заднем сидении, теплый воздух подводится по воздуховодам, которые проходят под ковриком.

Центральные  вентиляционные решетки

Воздух может поступать в салон через обе центральные вентиляционные решетки. Степень открытия решеток и подача воздуха через них зависят от положения регулятора, выполненного в виде поворотного маховика и размещенного между решетками. В крайнем положении регулятора подача воздуха через вентиляционные решетки полностью прекращается.

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.90. Расположение рычажков (1) для регулирования направления и маховика (2) для регулирования подачи воздуха

Направление потоков воздуха из центральных решеток может быть отрегулировано по желанию, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости с помощью рычажков, которые обеспечивают наклон решеток и поворот дефлекторов (рис. 1.90).

Боковые вентиляционные  решетки

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.91. Расположение боковой вентиляционной решетки

Воздух может поступать в салон автомобиля через левую и правую боковые вентиляционные решетки, расположенные в дверях для водителя и пассажиров (рис. 1.91).

Сопла обдува боковых  стекол передних дверей

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.92. Расположение сопла обдува бокового стекла передней двери

Холодный или теплый воздух поступает на обдув как ветрового, так и боковых стекол передних дверей (главным образом, в зоны, которые обеспечивают видимость наружных зеркал заднего вида с места водителя) (рис. 1.92).

Система кондиционирования воздуха*

Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха представляет собой единый функциональный комплекс, предназначенный для обеспечения максимально комфортных условий обитания в автомобиле в любой сезон и независимо от погодных условий и температуры окружающей среды. Блок охлаждения системы кондиционирования осуществляет снижение температуры и влажности воздуха, а также его фильтрацию от пыли (в том числе от пыльцы растений). Блок подогрева системы отопления обеспечивает повышение температуры воздуха в любых режимах работы в зависимости от положения регулятора температуры. Количество поступающего в салон воздуха зависит от режима работы вентилятора.

Выключатель  кондиционера воздуха*

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.93. Расположение кнопки включения кондиционера воздуха

Кнопка служит для включения в работу и выключения кондиционера воздуха (рис. 1.93).

Пустите двигатель, установите с помощью регулятора требуемый режим работы вентилятора и нажмите кнопку включения кондиционера воздуха. При включении его загорится индикатор. Для выключения кондиционера еще раз нажмите на ту же кнопку. Следует иметь в виду, что кондиционер воздуха не работает, если переключатель режимов вентилятора находится в положении «OFF» или температура окружающей среды ниже нуля.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если система кондиционирования воздуха работает во время движения автомобиля на затяжных подъемах или в условиях интенсивного городского движения, следите за температурой двигателя. Работа кондиционера воздуха может стать причиной перегрева двигателя. Если температура охлаждающей жидкости превышает допустимое значение, выключите систему кондиционирования воздуха.

Регулятор температуры  воздуха

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.94. Расположение регулятора температуры воздуха

Регулятор обеспечивает плавное изменение в широких пределах температуры воздуха, поступающего в салон автомобиля (рис. 1.94). При этом наружный воздух может подогреваться, охлаждаться или направляться в салон без изменения температуры. Перемещение рукоятки регулятора влево – увеличение степени охлаждения воздуха (голубая зона). Перемещение рукоятки регулятора вправо – увеличение подогрева воздуха (красная зона).

Переключатель режимов  работы вентилятора

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.95. Расположение и положения переключателя режимов работы вентилятора

Переключатель предназначен для регулирования скорости вращения вентилятора. Всего предусмотрено четыре рабочих положения переключателя, которые соответствуют четырем ступеням скорости вращения вентилятора (рис. 1.95).

Регулятор распределения  потоков воздуха

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.96. Расположение и положения регулятора распределения потоков воздуха

Регулятор позволяет устанавливать желаемый режим распределения поступающего в салон воздуха (рис. 1.96).

ЛИЦО: воздух поступает в салон через центральные и боковые вентиляционные решетки.

ДВУХУРОВНЕВЫЙ РЕЖИМ: воздух поступает в салон через центральные, боковые вентиляционные решетки и нижние отверстия в зоне расположения ног переднего пассажира и водителя.

НОГИ: воздух, в основном, поступает в салон через отверстия в зоне расположения ног переднего пассажира и водителя.

НОГИ И ОБДУВ СТЕКОЛ: воздух направляется к соплам обдува ветрового стекла и нижним отверстиям в зоне расположения ног водителя и переднего пассажира.

ОБДУВ СТЕКОЛ: воздух направляется к соплам обдува ветрового стекла и боковых стекол передних дверей.

Выключатель режима  рециркуляции воздуха

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.97. Расположение кнопки включения режима рециркуляции воздуха

Нажмите кнопку выключателя при движении по сильно запыленной местности или в плотном транспортном потоке, чтобы избежать попадания в салон автомобиля пыли и загазованного воздуха (рис. 1.97). Этот режим может быть также полезен для быстрого снижения или повышения температуры воздуха в салоне. При включении режима рециркуляции загорается индикатор и поступление в салон наружного воздуха прекращается.

Для выключения режима рециркуляции воздуха и возобновления вентиляции салона автомобиля следует повторно нажать ту же кнопку. При этом индикатор погаснет.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не следует использовать режим рециркуляции воздуха продолжительное время. Это может привести к увеличению влажности воздуха в салоне и запотеванию стекол. Движение с запотевшими стеклами опасно, так как при этом ухудшается обзор из автомобиля и увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Максимальный режим  охлаждения воздуха

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.98. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима максимального охлаждения воздуха

Этот режим рекомендуется использовать в жаркую погоду или после продолжительной стоянки автомобиля на солнце (рис. 1.98). Откройте на короткое время окна, чтобы проветрить салон автомобиля от нагретого воздуха.

Выключатель кондиционера воздуха: включен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: включен.

Регулятор распределения воздуха: ЛИЦО.

Регулятор температуры воздуха: крайнее левое положение (голубая зона). Переключатель режимов работы вентилятора: положение «4».

Нормальный режим  охлаждения воздуха

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.99. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима нормального охлаждения воздуха

Нормальный режим рекомендуется использовать при поездках по загородным шоссе (рис. 1.99).

Выключатель кондиционера воздуха: включен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: выключен.

Регулятор распределения воздуха: ЛИЦО или ДВУХУРОВНЕВЫЙ РЕЖИМ. Регулятор температуры воздуха: в голубой зоне.

Переключатель режимов работы вентилятора: по желанию.

Двухуровневый режим  вентиляции

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.100. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для двухуровневого режима вентиляции

Рекомендуется использовать в межсезонье, когда держится низкая температура окружающей среды и недостаточно солнечного света. Если регулятор температуры воздуха повернут в среднее положение (между голубой и красной зонами), более теплый воздух будет поступать в зону расположения ног, а более холодный – в верхнюю часть салона автомобиля (рис. 1.100).

Выключатель кондиционера воздуха: включен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: выключен.

Регулятор распределения воздуха: ДВУХУРОВНЕВЫЙ РЕЖИМ. Регулятор температуры воздуха: между голубой и красной зонами.

Переключатель режимов работы вентилятора: по желанию.

Вентиляция

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.101. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для вентиляции

Наружный воздух поступает в салон через центральные и боковые вентиляционные решетки (рис. 1.101).

Выключатель кондиционера воздуха: выключен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: выключен.

Регулятор распределения воздуха: ЛИЦО или ДВУХУРОВНЕВЫЙ РЕЖИМ. Регулятор температуры воздуха: по желанию.

Переключатель режимов работы вентилятора: по желанию.

Максимальный режим  отопления

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.102. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима максимального отопления

Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима максимального отопления показано на рисунке 1.102.

Выключатель кондиционера воздуха: выключен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: включен.

Регулятор распределения воздуха: НОГИ.

Регулятор температуры воздуха: крайнее правое положение (красная зона). Переключатель режимов работы вентилятора: положение «4». При конденсации влаги и запотевании стекол выключите режим рециркуляции воздуха.

Нормальный режим  отопления

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.103. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима нормального отопления

Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима нормального отопления показано на рисунке 1.103.

Выключатель кондиционера воздуха: выключен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: выключен.

Регулятор распределения воздуха: ДВУХУРОВНЕВЫЙ РЕЖИМ или НОГИ. Регулятор температуры воздуха: в красной зоне.

Переключатель режимов работы вентилятора: по желанию.

Обдув стекол

1.7 Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха ГАЗ 31105

Рис. 1.104. Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима обдува стекол

Положение ручек на панели управления отоплением и вентиляцией для режима обдува стекол показано на рисунке 1.104.

Выключатель кондиционера воздуха: выключен или включен.

Выключатель режима рециркуляции воздуха: выключен.

Регулятор распределения воздуха: НОГИ И ОБДУВ СТЕКОЛ или ОБДУВ СТЕКОЛ.

Регулятор температуры воздуха: по желанию.

Переключатель режимов работы вентилятора: по желанию.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не включайте регулятор распределения воздуха в положение НОГИ и ОБДУВ СТЕКОЛ или ОБДУВ СТЕКОЛ в очень влажную погоду при поступлении в салон холодного воздуха (отопитель выключен). Разница температур окружающей среды и ветрового стекла может вызвать конденсацию влаги на наружной поверхности стекла и ухудшение условий обзора из автомобиля.

        ПРИМЕЧАНИЕ

Для повышения эффективности обдува стекол и ускорения удаления конденсата включите в работу кондиционер воздуха.

Рекомендации  по эксплуатации  кондиционера воздуха

• Если автомобиль находился на стоянке под прямыми лучами солнца, перед тем, как включить кондиционер воздуха, откройте окна и проветрите салон.

• Для того чтобы в дождливую погоду очистить запотевшие стекла от конденсата, снизьте температуру воздуха в салоне, включив кондиционер. Этот прием полезен в дождливый сезон, когда влажность воздуха очень высока.

• При езде по городу с интенсивным транспортным потоком эффективность системы кондиционирования воздуха может снизиться из-за частых остановок и движения автомобиля с малой скоростью.

• Если кондиционер воздуха не используется продолжительное время (месяц или более), необходимо раз в неделю включать его на несколько минут, даже зимой. Перед включением кондиционера пустите двигатель, периодические включения кондиционера способствуют сохранению слоя смазки на деталях компрессора и уплотнениях и продлевают срок службы системы кондиционирования.

• Компрессор системы кондиционирования воздуха не включается, если переключатель режимов вентилятора находится в положении «OFF» или температура окружающей среды ниже нуля.

automn.ru

ГАЗ 31105 | Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

Общая информация и меры безопасности

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Отопитель и кондиционер воздуха

1 – привод отопителя 2 – выключатель заслонки свежего и вентиляционного воздуха Выключатель жестко связан с приводом отопителя и не может заменяться отдельно. 3 – сопло района ног 4 – отопительный канал задней части салона 5 – соединительный элемент 6 – сопло района ног 7 – кожух отопителя 8 – теплообменник 9 – верхний воздухопроводящий канал 10 – дополнительный резистор вентилятора 11 – приводной мотор заслонки свежего/циркулирующего воздуха 12 – вентилятор
ВНИМАНИЕ

Освещение переключателя осуществляется световодом, имеется только одна лампа накаливания. Для замены лампы снимите переключатель вентилятора. H·м у выньте из патрона плоскогубцами. Начиная с середины 1997 г. выпуска произведена замена на светодиод (LED). Последний не заменяется.

Компоненты системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, расположенные в салоне автомобиля

1 – сопла боковых стекол 2 – сопла 3 – сопло размораживания стекол 4 – органы управления горячим и свежим воздухом 5 – проставка 6 – поперечина панели приборов 7 – противопыльный фильтр воздуха салона 8 – электродвигатель Свежего воздуха/вентиляционной заслонки 9 – вентилятор свежего воздуха 10 – дополнительный резистор С тепловым предохранителем 11 – устройство нагрева 12 – центральный козырек 13 – сопло подачи воздуха в район ног 14 – передний канал 15 – уплотнение 16 – соединительный элемент 17 – тяга привода отопителя 18 – теплообменник 19 – уплотнение стыка теплообменник/переборка двигательного отсека 20 – проставка для сопел размораживания стекол

Корпус отопителя с элементами системы отопления и вентиляции салона

1 – теплообменник После снятия охлаждающая жидкость должна полностью заменяться. 2 – саморез Требуется в том случае, когда сломаны стопорные лапки теплообменника. 3 – кожух воздухораспределителя Разбирать не следует. 4 – электродвигатель заслонки свежего воздуха/циркуляции 5 – саморез 6 – кожух свежего воздуха 7 – крышка кожуха свежего воздуха 8 – саморез 9 – дополнительный резистор С предохранителем перегрева. 10 – саморез 11 – рычаг центральной заслонки 12 – рычаг температурной заслонки 13 – основание 14 – уплотнение теплообменник/переборка двигательного отсека Уплотнение имеет метку на торцевой поверхности. Уплотнение необходимо установить так, чтобы мета совпала с H·м кировкой на основании

Схема системы кондиционирования воздуха салона

1 – компрессор 2 – датчик числа оборотов компрессора 3 – электромагнитная H·м уфта 4 – пробка удаления H·м сла 5 – предохранительный клапан 6 – соединительный элемент с клапаном 7 – выключатель высокого давления Для кондиционера и электромагнитной H·м уфты 8 – крышка С уплотнением, обязательно должна закрепляться. 9 – сервисное присоединение У конденсатора. 10 – конденсатор 11 – резьбовое соединение в трубопроводе охлаждающей жидкости 12 – дроссель Встроен в соединение –11–. 13 – испаритель 14 – выключатель низкого давления \ контура охлаждающей жидкости 15 – соединительный элемент с клапаном 16 – емкость для сбора HD – сторона высокого давления ND – сторона низкого давления

Схема размещения в двигательном отсеке компонентов систем отопления и кондиционирования воздуха

1 – пылеулавливающий фильтр 2 – крышка обтекателя 3 – дренажный клапан испарителя 4 – разъемы теплообменника отопителя 5 – заслонка переключения режимов подачи воздуха (свежий воздух/замкнутая циркуляция) (N63) 6 – управление функционированием вентилятора системы охлаждения (J293) 7 – вакуумный резервуар 8 – вакуумный шланг 9 – термочувствительный выключатель кондиционера воздуха 10 – конденсатор 11 – редукционный клапан 12 – H·м уфта сцепления кондиционера воздуха (N25) 13 – датчик–выключатель температуры окружающего воздуха (F38) 14 – датчик–выключатель давления в системе кондиционирования воздуха (F129) 15 – ресивер–осушитель 16 – смотровое окно 17 – сервисные клапаны низкого и высокого давления 18 – расширительный клапан
Общая информация и меры безопасности

Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтр, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров. Отопитель или кондиционер располагаются в пассажирском отсеке в корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления.

Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Подводимый поток воздуха от системы вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством смешивания в определенном соотношении холодного и горячего воздуха с помощью смесительной заслонки.

Кондиционер в режиме охлаждения удаляет излишнее тепло и влагу из салона в соответствии с основными физическими принципами. Хладагент, свободный от FCKW (R 134 а), и не наносящий вреда окружающей среде, циркулирующий в виде жидкости в той части системы, где поддерживается высокое давление, испаряется и превращается в газ на участке низкого давления. При расширении газа происходит охлаждение, сопровождающееся отбором тепла из воздуха, подаваемого вентилятором в пассажирский салон и понижение его температуры. Далее по мере прохождения через конденсатор хладагент отдает поглощенное тепло окружающему воздуху. Цикл отбора тепла продолжается бесконечно долго по мере циркуляции хладагента по замкнутому контуру. Из воздуха, подаваемого в салон, происходит удаление влаги вследствие конденсации на испарителе холодильной камеры.

Кондиционер автоматически поддерживает установленное значение температура салона постоянным.

Климатическая установка Climatronic, в отличие от обычного кондиционера, дополнительно к температуре автоматически регулирует количество и распределение воздуха. Регулирование количества воздуха происходит плавно посредством изменения числа оборотов вентилятора в зависимости от разницы температур между установленным значением температуры и температурой салона.

Climatronic имеет дополнительно солнечный датчик, который регистрирует солнечное излучение. Он расположен в центре панели приборов под ветровым стеклом. При особенно высоком солнечном излучении солнечный датчик автоматически оказывает влияние через электронную систему управления на число оборотов вентилятора и таким образом на количество воздуха, подаваемое в салон. Установленное значение температуры в салоне корректируется в соответствии с солнечным излучением.

Компрессор, приводится в движение электродвигателем.

Электронный прибор управления встроен в блок управления кондиционера. При ручной установке числа оборотов вентилятора ниже H·м нимума система отопления/кондиционера выключается.

Неисправности, возникшие в приборе управления или датчиках и исполнительных органах, записываются в память неисправностей прибора управления. Для считывания кодов неисправностей применяется специальный прибор.

Система кондиционирования воздуха представляет собой потенциальную опасность. При ее обслуживании требуется соблюдение определенных правил. Для выполнения большинства операций по ремонту и обслуживанию системы кондиционирования требуется специальное оборудование и определенные навыки работы.

Вентиляция кузова обеспечивается путем формирования сквозного потока воздуха. Свежий воздух попадает внутрь автомобиля через воздухозаборник, расположенный перед ветровым стеклом. Поток воздуха выходит наружу через выпускные каналы, расположенные под задним бампером.

Величина потока воздуха регулируется четырехскоростным вентилятором.

Система подогрева воздуха смесительного типа предназначена для быстрого реагирования на изменение температуры воздуха в салоне и уменьшения пульсации температуры подогретого воздуха. Охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя постоянно циркулирует в радиаторе отопителя и поток охлаждающей жидкости не регулируется. Регулируемым фактором является температура воздуха, которая изменяется смесительной заслонкой, определяющей количество воздуха, проходящего через радиатор отопителя перед попаданием его в салон автомобиля.

Для исключения попадания в салон автомобиля внешнего воздуха имеется режим циркуляции воздуха.

Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера

Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.

Не допускайте контакта хладагента с кожей.

При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки.

При попадании хладагента на кожу или глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 H·м нут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается.

В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению.

Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затрудненному дыханию.

Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем. При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании пламенным течеискателем избегайте вдыхания дыма.

При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению.

Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.

Для увеличения воздухообмена служит 4–ступенчатый вентилятор свежего воздуха. Чтобы вентилятор на отдельных ступенях работал с различной скоростью, включаются резисторы. Резисторы находятся в присоединительной плате на вентиляторе. При наличии неисправностей присоединительная плата заменяется в комплекте.

Если свежий воздух не должен засасываться, например, при плохом наружном воздухе, нажатием клавиши циркуляционной вентиляции производится переключение на циркуляцию воздуха. При этом воздух циркулирует только внутри салона. Выключатель смещает заслонку, воздействуя не небольшой электродвигатель.

ВНИМАНИЕ

Если включается «Режим размораживания ветрового стекла», т.е. переключатель распределителя воздуха устанавливается в конечное положение вверху, режим циркуляции невозможен. Автомобиль А3 может оборудоваться также кондиционером. Ремонт кондиционера здесь не описывается. Эти работы должны выполняться в условиях специализированной H·м стерской. Не следует вскрывать контур охлаждения кондиционера, так как попадание жидкости на кожу может вызвать обморожение. При случайном попадании жидкости на кожу немедленно промойте место поражения холодной водой в течение не менее 15 H·м н. Охлаждающая жидкость не имеет цвета и запаха, а также тяжелее воздуха. При утечках охлаждающей жидкости возникает опасность отравления в районе днища или в нижней части автомобиля (наличие жидкости не ощущается). При случайном попадании жидкости на кожу немедленно промойте место поражения холодной водой в течение не менее 15 H·м н. Охлаждающая жидкость не имеет цвета и запаха, а также тяжелее воздуха. При утечках охлаждающей жидкости возникает опасность отравления в районе днища или в нижней части автомобиля (наличие жидкости не ощущается).

automn.ru

ГАЗ 31105 | Система вентиляции и отопления

Система вентиляции и отопления: 1 - левый дефлектор; 2 - левый боковой воздуховод; 3 - центральный воздуховод; 4 - центральные дефлекторы; 5 - корпус отопителя; 6 - верхняя заслонка отопителя; 7 - радиатор отопителя; 8 - воэдухонагнетатель; 9 - правый боковой воздуховод; 10 - правый дефлектор; 11 - нижняя заслонка отопителя; 12 - воздуховод подачи воздуха в заднюю часть салона; 13 - тяга управления верхней заслонкой отопителя; 14 - блок управления отопитвлем; 15 - тяга управления нижней заслонкой отопителя; I - холодный воздух; II - подогретый воздух; III - подвод горячей жидкости к радиатору отопителя; IV - отвод жидкости от радиатора отопителя

Описание конструкции

Система вентиляции — приточно-вытяжная. При движении автомобиля воздух нагнетается в салон естественным напором через щель между капотом и ветровым стеклом. Для увеличения подачи воздуха можно опустить стекла дверей, а при низкой скорости — включить электровентилятор воздухе нагнетателя, расположенный в моторном отсеке.

Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Частота вращения вентилятора регулируется четырехпозиционным переключателем на панели приборов. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в иепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) — на средней. Подключенный напрямую вентилятор вращается с максимальной скоростью. Частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой при напряжении 12 В и температуре воздуха (25+10)°С — 4100±200 мин-1. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения — не более 14 А.

Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачисткл коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора. Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя — можно нарушить его балансировку.

Потоки воздуха в салоне распределяются воздуховодами, расположенными внутри приборной панели и в кожухе пола. На ветровое стекло воздух поступает через верхние ще-левидные сопла на панели приборов, на боковые стекла — через левый и правый дефлекторы.

К ногам водителя и переднего пассажира воздух поступает через отверстия в нижней части корпуса отопителя, а к ногам задних пассажиров — через воздуховод в кожухе пола.

Для управления распределением воздушных потоков служит верхний рычаг блока управления, расположенного на консоли панели приборов, а также направляющие центральных и боковых дефлекторов и их регуляторы. Верхний рычаг на центральной консоли управляет положением нижней заслонки отопителя, регулируя подачу воздуха к ногам.

Система отопления — жидкостная, объединенная с системой охлаждения двигателя. Радиатор отопителя установлен в корпусе, расположенном в салоне автомобиля под панелью приборов. Подачу жидкости к радиатору регулируют краном отопителя, расположенным в моторном отсеке на отводящем шланге отопителя. Управление краном — ручное из моторного отсека.

Воздух, поступающий из воздухонагнетателя, может проходить через радиатор отопителя или минуя его, в зависимости от положения верхней заслонки отопителя, управляемой нижним рычагом на консоли панели приборов.

automn.ru

ГАЗ 31105 | Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона

Снятие и установка компонентов системы отопления/вентиляции салона

Сборка управления функционированием отопителя

 border=

Процедуры демонтажа и установки сборки управления функционированием отопителя относятся к числу требующих от исполнителя достаточно высокой квалификации, и их выполнение правильнее будет поручить специалистам станции техобслуживания.

Снятие

1. Снимите сборку панели приборов (обратитесь к Главе Кузов и отделка салона). 2. Отпустив фиксаторы, снимите крышку с верхней части панели управления. 3. Отпустите срезные фиксаторы крепления тросов управления и отсоедините наконечники тросов от рычагов блока управления.

4. Отсоедините электропроводку от блока управления и ламп подсветки панели.

Установка

Установка производится в обратном порядке. Перед защелкиванием на место панели приборов удостоверьтесь в исправности функционирования рычагов панели управления. Установку панели приборов производите в соответствии с указаниями, приведенными в Главе Кузов и отделка салона.

Тросы управления функционированием отопителя

Снятие

1. Выверните два нижних крепежных винта, затем аккуратно поддев маленькой отверткой, отпустите фиксаторы и снимите облицовку панели управления функционированием радиоприемника/отопителя. 2. На моделях, оборудованных вещевой полкой в центральной части панели приборов, выверните четыре крепежных винта и снимите вещевую полку. 3. На моделях, оборудованных автомагнитолой, выверните два крепежных винта, извлеките магнитолу из панели приборов и отсоедините от ее задней части электропроводку и антенный кабель. 4. Выверните четыре винта и снимите кожух магнитолы. При соответствующей комплектации отсоедините от кожуха электропроводку и антенный кабель. 5. С целью обеспечения доступа к верхним приводным тросам сборки управления, отпустите фиксаторы и снимите крышку сборки управления. 6. Доступ к нижним тросам открывается после отпускания винтового крепежа и извлечения панели управления из панели приборов. 7. Для снятия тросов отпустите срезные фиксаторы и отсоедините наконечники тросов рычагов управления. 8. Чтобы отсоединить наконечник троса от блока отопителя, заберитесь под панель приборов (в случае необходимости снимите нижние секции панели) и отсоедините тросы, действуя как описано выше. 9. Постарайтесь запомнить маршруты прокладки снимаемых тросов.

Установка

Установка производится в обратном порядке. Обратите внимание на следующие моменты:    a) Проследите за правильностью прокладки тросов управления;    b) Проследите за надежностью фиксации тросов срезными фиксаторами;    c) Прежде чем устанавливать снятые с целью обеспечения доступа компоненты, удостоверьтесь в исправности функционирования сборки управления отопителем.

Теплообменник отопителя

 border=

Процедуры демонтажа и установки теплообменника относятся к числу требующих от исполнителя достаточно высокой квалификации, и их выполнение правильнее будет поручить специалистам станции техобслуживания. Понадобятся новые уплотнительные кольца шлангового разъема.

Снятие

1. Снимите сборку панели приборов (обратитесь к Главе Кузов и отделка салона).

2. Выверните четыре винта крепления направляющего кожуха электропроводки к кожуху отопителя и кронштейну рулевой колонки.

3. Отдайте две верхних гайки крепления правой монтажной скобы панели приборов к кронштейну рулевой колонки.

4. Выверните нижний болт крепления правой монтажной скобы панели приборов к полу, затем высвободите из монтажной скобы электропроводку.

5. Снимите скобу.

6. Отсоедините электропроводку от электромотора вентилятора отопителя, его резистора и панели управления отопителем. Высвободите жгут из промежуточных фиксаторов на сборке отопителя.

7. Отпустите фиксаторы и снимите крышку с верхней части панели управления функционированием отопителя. Отсоедините электропроводку от ламп подсветки. 8. Опорожните систему охлаждения (обратитесь к Главе Текущее обслуживание). 9. В двигательном отсеке, по необходимости, снимите крышку распределительного вала (см. Главу Ремонт двигателя) с целью обеспечения доступа к шланговому разъему теплообменника отопителя на задней переборке. 10. Где требуется, отпустите металлический зажим в верхней части разъема. 11. Отпустите фиксатор, отжав его влево (см. Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения).

12. Выверните два винта крепления облицовочной планки шлангового разъема к переборке двигательного отсека.

13. Снимите облицовочную планку вместе с уплотнителем.

14. В двигательном отсеке отдайте болт и две гайки крепления сборки отопителя к переборке (не забудьте про шайбы).

15. В салоне снимите сборку отопителя и отсоедините от нее воздуховод. Приготовьтесь к сбору проливаемой охлаждающей жидкости.

 border=

Чтобы не запачкать ковровое покрытие, прикройте пол салона полиэтиленовой пленкой.

16. Демонтировав сборку отопителя, снимите планку крепления патрубков с пенопластовым уплотнителем, затем отпустите четыре фиксатора и извлеките из сборки отопителя теплообменник.

Установка

Установка производится в обратном порядке. Обратите внимание на следующие моменты:    a) Не забудьте установить на место пластину крепления патрубков с пенопластовым уплотнителем;    b) Не забудьте продеть трубки отопителя сквозь проходную втулку в переборке двигательного отсека;    c) Установку панели приборов производите в соответствии с указаниями, приведенными в Главе Кузов и отделка салона;    d) В заключение не забудьте произвести заправку системы охлаждения (обратитесь к Главе Текущее обслуживание).

Электромотор вентилятора отопителя

Снятие

1. Отпустите крепежные фиксаторы/выверните винты и снимите ковровую панель отделки под панелью приборов с пассажирской стороны автомобиля.

2. Отдайте три крепежных винта, затем опустите сборку электромотора и отсоедините от нее электропроводку.

3. Теперь мотор может быть отделен от крыльчатки путем выворачивания двух крепежных винтов.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

Резистор электромотора привода вентилятора отопителя

Снятие

1. Отпустите крепежные фиксаторы/выверните винты и снимите ковровую панель отделки под панелью приборов с пассажирской стороны автомобиля. 2. Резистор установлен в основании кожуха отопителя, рядом с приводным электромотором вентилятора.

3. Поверните основание резистивной сборки, отделите ее от кожуха отопителя и отсоедините электропроводку.

Установка

Установка производится в обратном порядке.

automn.ru