8.2. Вентиляция воздуха в пассажирских вагонах. Вентиляция пассажирского вагона


Вентиляция пассажирских вагонов

Вентиляция – это процесс воздухообмена в помещении. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная.

Система принудительной вентиляции включает в себя: заборные жалюзи 9, инерционный и сетчатый фильтры 8, вентиляционный агрегат 1, диффузор 7, калорифер 6, конфузор 2, воздуховод 5, вентиляционные решетки 4, дефлекторы 3, противопожарную заслонку 10.

Через заборные жалюзи наружный воздух поступает в воздухозаборный короб, проходя через инерционный и сетчатый фильтры очищается, попадает в вентиляционный агрегат. Через диффузор воздух попадает в калорифер, где прогревается до необходимой температуры, и с помощью конфузора попадет обратно в вентиляционный агрегат. Вентиляционный агрегат соединен с воздуховодом, с помощью которого воздух распределяется по всем помещениям вагона. Отработанный воздух удаляется из вагона через дефлектора, которые расположены в туалетах, коридоре, купе, нерабочем тамбуре.

На панели распределительного шкафа (электрощита) находиться тумблер для включения вентиляции.

Существуют два режима работы вентиляции:

  • летний – 45 минут работает, 15 минут не работает

  • зимний – 15 минут работает, 45 минут не работает

При эксплуатации вагона необходимо соблюдать следующие условия:

Дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой – полуоткрыты, дефлектор в тамбуре с нерабочей стороны должен быть открыт всегда;

При проследовании поездом туннеля вентиляционный агрегат необходимо выключать.

Часто встречаются следующие неисправности вентиляционных установок: недостаточная подача воздуха в вагон, недостаточная очистка подаваемого воздуха, неравномерное распределение воздуха по вагону, подача холодного воздуха зимой. Причинами неисправностей являются загрязнения фильтров, неправильное положение регулирующих заслонок, неисправность вентиляционного агрегата.

Кондиционирование воздуха

Кондиционирование воздуха – это искусственное обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения.

Система охлаждения воздуха состоит из холодильной установки и устройств для распределения охлажденного воздуха по пассажирским помещениям. В пассажирских вагонах применяются компрессионные холодильные установки. Действие их основано на способности некоторых веществ – хладогентов – снижать температуру при переходе из жидкого состояния в газообразное вследствие резкого уменьшения их давления и вновь нагреваться, отбирая теплоту от охлаждаемой среды.

Основными агрегатами компрессионной холодильной установки является компрессор для сжатия и передачи газообразного хладона, конденсатор для превращения хладона в жидкость, регулирующий вентиль для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель (воздухоохладитель), в котором он испаряется. Все агрегаты соединены между собой трубопроводами высокого и низкого давления, по которым циркулирует хладон в жидком и газообразном состоянии. При этом происходит отбор теплоты от продуваемого через испаритель воздуха, в результате чего температура понижается. Охлажденный воздух с помощью системы вентиляции нагнетается в пассажирские помещения.

studfiles.net

8.2. Вентиляция воздуха в пассажирских вагонах

Свежий воздух из воздуховода поступает в различные помещения через вентиляционные решетки. Вентиляционная решетка состоит из листов, клапана, служащего для ограничения скорости и направления потока воздуха. Клапан крепится к листу планкой, приваренной к упорам. Регулировка количества подаваемого в помещения вагона воздуха осуществляется величиной зазора между листом и клапаном, который устанавливается поворотом винта.

Дефлекторы10 служатдляудаленияотработанноговоздуха. Они устанавливаютсявтуалетах, коридореитамбуренетормозногоконца, служебном отделении. Система установки дефлектора в туалетах, служебном отделении, коридоре и тамбуре нетормозного конца состоит из собственно дефлектора, патрубка и заслонки.

В крыше имеются люки для доступа к вентиляционному агрегату и к калориферу.

При подготовке к работе системы вентиляции надо проверить внешним осмотром состояние и крепление фильтров, положение заслонок наружных жалюзи и шиберов дефлекторов туалетов, а такжемеханизмовдефлекторовсалона. Втуалетахшиберыдефлекторов должны быть открыты, за исключением времени нахождения вагона в отстое. Дефлекторы салона в летний период должны быть открыты полностью, а остальное время — полуоткрыты. Заслонки наружных жалюзи должны быть установлены в зависимости от сезона.

На панели распределительного шкафа в служебном купе находится переключатель «Отопление-вентиляция».Он должен быть поставлен в положение «Отопление и вентиляция».

Если выключатель ставится в положение «Автоматика», то установка принудительной вентиляции и управление по ступеням вентиляции работают автоматически. Термостат в канале приточного воздуха и термостаты, расположенные в купе I и II, включают соответствующую ступень для подачи необходимого количества воздуха.

При помехах в автоматике переключатель ставится на необходимую ступень вручную, в зависимости от желаемой температуры.

Независимо от положения многопозиционного переключателя «Вентиляция» во время движения вагона производится принудительноевключениевентиляционногоагрегатанаступеньI притемпературе в канале приточного воздуха выше 18 °С. Однако предва

studfiles.net

Вентиляция пассажирских вагонов

Вентиляция – это процесс воздухообмена в помещении. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная.

Система принудительной вентиляции включает в себя: заборные жалюзи 9, инерционный и сетчатый фильтры 8, вентиляционный агрегат 1, диффузор 7, калорифер 6, конфузор 2, воздуховод 5, вентиляционные решетки 4, дефлекторы 3, противопожарную заслонку 10.

Через заборные жалюзи наружный воздух поступает в воздухозаборный короб, проходя через инерционный и сетчатый фильтры очищается, попадает в вентиляционный агрегат. Через диффузор воздух попадает в калорифер, где прогревается до необходимой температуры, и с помощью конфузора попадет обратно в вентиляционный агрегат. Вентиляционный агрегат соединен с воздуховодом, с помощью которого воздух распределяется по всем помещениям вагона. Отработанный воздух удаляется из вагона через дефлектора, которые расположены в туалетах, коридоре, купе, нерабочем тамбуре.

На панели распределительного шкафа (электрощита) находиться тумблер для включения вентиляции.

Существуют два режима работы вентиляции:

  • летний – 45 минут работает, 15 минут не работает

  • зимний – 15 минут работает, 45 минут не работает

При эксплуатации вагона необходимо соблюдать следующие условия:

Дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой – полуоткрыты, дефлектор в тамбуре с нерабочей стороны должен быть открыт всегда;

При проследовании поездом туннеля вентиляционный агрегат необходимо выключать.

Часто встречаются следующие неисправности вентиляционных установок: недостаточная подача воздуха в вагон, недостаточная очистка подаваемого воздуха, неравномерное распределение воздуха по вагону, подача холодного воздуха зимой. Причинами неисправностей являются загрязнения фильтров, неправильное положение регулирующих заслонок, неисправность вентиляционного агрегата.

Кондиционирование воздуха

Кондиционирование воздуха – это искусственное обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения.

Система охлаждения воздуха состоит из холодильной установки и устройств для распределения охлажденного воздуха по пассажирским помещениям. В пассажирских вагонах применяются компрессионные холодильные установки. Действие их основано на способности некоторых веществ – хладогентов – снижать температуру при переходе из жидкого состояния в газообразное вследствие резкого уменьшения их давления и вновь нагреваться, отбирая теплоту от охлаждаемой среды.

Основными агрегатами компрессионной холодильной установки является компрессор для сжатия и передачи газообразного хладона, конденсатор для превращения хладона в жидкость, регулирующий вентиль для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель (воздухоохладитель), в котором он испаряется. Все агрегаты соединены между собой трубопроводами высокого и низкого давления, по которым циркулирует хладон в жидком и газообразном состоянии. При этом происходит отбор теплоты от продуваемого через испаритель воздуха, в результате чего температура понижается. Охлажденный воздух с помощью системы вентиляции нагнетается в пассажирские помещения.

studfiles.net

Вентиляция пассажирских вагонов

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒

Вентиляция – это процесс воздухообмена в помещении. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная.

Система принудительной вентиляции включает в себя: заборные жалюзи 9, инерционный и сетчатый фильтры 8, вентиляционный агрегат 1, диффузор 7, калорифер 6, конфузор 2, воздуховод 5, вентиляционные решетки 4, дефлекторы 3, противопожарную заслонку 10.

Через заборные жалюзи наружный воздух поступает в воздухозаборный короб, проходя через сетчатые фильтры, очищается, попадает в вентиляционный агрегат. Через диффузор воздух попадает в калорифер, где прогревается до необходимой температуры, и с помощью конфузора попадет обратно в вентиляционный агрегат. Вентиляционный агрегат соединен с воздуховодом, с помощью которого воздух распределяется по всем помещениям вагона. Отработанный воздух удаляется из вагона через дефлекторы, которые расположены в туалетах, коридоре, купе, нерабочем тамбуре.

На панели распределительного шкафа (электрощита) находиться тумблер для включения вентиляции.

Существуют два режима работы вентиляции:

· летний – 45 минут работает, 15 минут не работает

· зимний – 15 минут работает, 45 минут не работает

Данные режимы работы должны включаться автоматически на щите. При неисправности автоматики вентиляция включается в ручном режиме.

При эксплуатации вентиляции необходимо соблюдать следующие условия:

Дефлекторы в туалетах и купе должны быть летом открыты, зимой – полуоткрыты, дефлектор в тамбуре с нерабочей стороны должен быть открыт всегда;

При проследовании поездом туннеля вентиляционный агрегат необходимо выключать.

Часто встречаются следующие неисправности вентиляционных установок: недостаточная подача воздуха в вагон, недостаточная очистка подаваемого воздуха, неравномерное распределение воздуха по вагону, подача холодного воздуха зимой. Причинами неисправностей являются загрязнения фильтров, неправильное положение регулирующих заслонок, неисправность вентиляционного агрегата.

 

Кондиционирование воздуха

Кондиционирование воздуха – это искусственное обработка воздуха с изменением температуры и влажности до определенного значения.

Система охлаждения воздуха состоит из холодильной установки и устройств для распределения охлажденного воздуха по пассажирским помещениям. В пассажирских вагонах применяются компрессионные холодильные установки. Действие их основано на способности некоторых веществ – хладагентов – снижать температуру при переходе из жидкого состояния в газообразное, вследствие резкого уменьшения их давления, и вновь нагреваться, отбирая теплоту от охлаждаемой среды.

Основными агрегатами компрессионной холодильной установки является компрессор для сжатия и передачи газообразного хладона, конденсатор для превращения хладона в жидкость, регулирующий вентиль для автоматического регулирования подачи хладона в испаритель (воздухоохладитель), в котором он испаряется. Все агрегаты соединены между собой трубопроводами высокого и низкого давления, по которым циркулирует хладон в жидком и газообразном состоянии. При этом происходит отбор теплоты от продуваемого через испаритель воздуха, в результате чего температура понижается. Охлажденный воздух с помощью системы вентиляции нагнетается в пассажирские помещения.

УКВ работает только в паре с системой вентиляции. Работа должна осуществляться в автоматическом режиме. При эксплуатации УКВ необходимо следить за ее исправностью, и в случае выхода из строя немедленно сообщать ЛНП и ПЭМ.

Основные неисправности – это утечка хладагента, нарушение целостности системы, отсутствие электропитания УКВ.

Освещение

В пассажирских вагонах используют следующие виды освещения.

Люминесцентное освещение – используются лампы дневного света мощностью 20 или 40 Вт. Они могут работать от машинных или статических преобразователей. При установке в вагоне статических преобразователей отключать люминесцентное освещение на стоянках не требуется.

Лампы накаливания – применяют на стоянках и в ночное время, а также в качестве аварийного освещения. Все лампы должны иметь мощность 25 Вт. В хвостовых сигнальных фонарях устанавливают лампы мощностью 40 Вт. Для ночного освещения используют лампы с затемненной колбой мощностью не более 15 Вт.

Софиты – индивидуальные светильники, закрепленные на наружной стене купейного вагона. Могут встречаться в новых плацкартных вагонах. В них устанавливаются лампы накаливания мощностью не более 15 Вт или энергосберегающие лампы.

В зависимости от конструкции вагона освещение можно включать по купейной и (или) коридорной стороне, сделать его ярче или темнее, использовать освещение лампами накаливания или люминесцентное.

В конце каждого рейса, а также по мере загрязнения, проводники обязаны протереть все плафоны.

Аварийное освещение – включается автоматически при обесточивании вагона или при срабатывании защиты РПН.

Режимы работы освещения

Дневной – при этом режиме лампы могут быть включены только при наличии индивидуальных выключателей в некоторых типах купейных вагонов. Во всех остальных - освещение не работает.

Вечерний - при этом освещение эксплуатируется без каких либо ограничений.

Ночной - в купейных вагонах яркость уменьшается на половину, а в плацкартных – включается специальное ночное освещение, при котором можно спать. В общих вагонах включать ночное освещение запрещено.

Аварийное электроснабжение

При выходе из строя источников тока в вагоне предусмотрена возможность получения электроэнергии от соседнего исправного вагона, с тем же номинальным напряжением через низковольтную магистраль.

В вагонах с номиналом 55 вольт штепселя низковольтного соединения находятся под вагоном. При осуществлении аварийного питания штепселя обоих вагонов достаются из холостых коробок и соединяются между собой, тем самым соединяются положительные контакты. Затем необходимо поставить на щите главный пакетный переключатель в положение «питание от магистрали» (если вагон получает электроэнергию) и «подача в магистраль» (если вагон отдает электроэнергию) и включить автомат «магистраль», тем самым соединив отрицательные контакты. На щите должна при этом загореться лампа «минус» и «магистраль».

В вагонах номиналом 110 вольт штепселя низковольтного соединения находятся между вагонами на переходных площадках, что значительно упрощает подачу питания. Низковольтную перемычку необходимо достать из холостого приемника, соединить с розеткой соседнего вагона. При этом также соединяются положительные контакты. На щите главный пакетный переключатель в положение «питание от магистрали» (если вагон получает электроэнергию) и «подача в магистраль» (если вагон отдает электроэнергию). Все переключения производятся только ПЭМ, при этом необходимо составить акт формы ФМУ-73.

При подаче питания, к одному вагону разрешается подключать только один аварийный вагон. При этом в вагонах запрещено использовать мощные потребители – электрокипятильник, кондиционер, люминесцентное освещение, т.к. такая схема является аварийной.

 

Низковольтные перемычки (пинчи) вагонов на 110 и 55В

 

 

Нагревательные приборы

К ним относят электропечи низковольтного отопления (расположены под кожухами батарей отопления), электрокалориферы (находятся в вентиляционном канале), электрокипятильники, электроплитки (в котельном отделении).

Все нагревательные приборы должны включаться в строгом соответствии с правилами эксплуатации. На них запрещено развешивать тряпки или ветошь для сушки. С ними не должны контактировать посторонние предметы. При эксплуатации нагревательных приборов проводнику запрещено покидать вагон. Кроме этого их нельзя включать при питании вагона от АКБ, при неисправном генераторе, а также при подаче питания в соседний вагон.

 

Читайте также:

lektsia.com

8.2.2. Основи расчета и вьібора параметров системи вентиляции

При проектировании систем вентиляции пассажирских вагонов рассчитьвают следующие основнье параметрь: производитель-ность вентиляторов; скорость движения воздуха; сечение воздухо-водов; габаритнье размерь воздуховодов; азродинамическое сопро-тивление системь.

Производительность вентиляторов — расход наружного возду-ха — определяют по расчетному числу пассажиров и норме подачи свежего воздуха на человека по ГОСТ 12406-79. При проектирова-нии вагона с кондиционированием воздуха общую производитель-ность системь вентиляции определяют исходя из результатов пред-варительного расчета холодильной машинь или из соотношения количеств рециркуляционного и свежего воздуха в пределах до 3:1, причем расход рециркуляционного воздуха определяют как раз-ность между общей производительностью и расходом свежего воз-духа. В расчетах производительность измеряют в кубических мет­рах за 1 с (м3/с).

Скорость движения воздуха в воздуховоде системь вентиляции при заданной производительности вентиляторов зависит от пло-щади поперечного сечения воздуховода, что в свою очередь связа-но с условиями размещения воздуховода в стесненном простран-стве между крьшей вагона и подшивньм потолком. В нагнетатель-ном воздуховоде на участке от служебного отделения, чтобь со­кратить наличие шума от потока проходящего воздуха, допускать скорость воздуха вьше 7 м/с не следует, а при расчетах рекоменду-ется принимать 3—6 м/с.

Скорость вьхода воздуха из мультивенть в вагонах с кондицио-нированием принимают, как правило, не вьше 0,25 м/с. При отсут-ствии охлаждения скорость вьхода воздуха из вьпуска (вентиля-ционной решетки) должна составлять зимой 0,3—0,6 м/с и летом 1,2—1,5 м/с. Площадь поперечного сечения воздуховодов определя-ют исходя из расхода воздуха и принятой скорости его движения:

А = ' (8.1)

3600 ю

где V и со — соответственно обьем и скорость воздуха, проходя-щего через рассматриваемое сечение.

Габаритнье размерь воздуховодов определяют по расчетной площади сечения с учетом возможностей размещения их, особенно в местах монтажа водяньх баков, груб отопления, злектропровод-ки и несущих металлоконструкций кузова вагона. Как правило, се-чение нагнетательного воздуховода делают коробчатьм с плоски­ми нижним и боковьми листами и дугообразньм (по форме крьши вагона) верхним листом.

Форма обратного воздуховода может бьть трубчатой, как зто сделано, например, у вагона типа 47Д.

Азродинамическое сопротивление системь вентиляции рассчи-тьвается по методикам и формулам, принятьм для гидравличес-ких расчетов, так как при незначительньх изменениях давления, происходящих в системах вентиляции, воздух ведет себя аналогич-но жидкости. Позтому сопротивление воздушньх каналов систем вентиляции часто назьвают гидравлическим.

Давления, развиваемье вентиляторами, маль по сравнению с ат-мосферньм. Позтому давление в системах вентиляции измеряют не обьчньми манометрами со спиральной трубкой, а более чувстви-тельньми жидкостньми микроманометрами, в которьх давление отсчитьвается по вьсоте (напору) столба жидкости. В соответствии с зтим напор обозначают буквой Н и определяют в паскалях, а дав-ление обозначают буквой Р и определяют в килопаскалях.

Полное сопротивление всасьвающего и нагнетательного возду-ховодов складьвается из сопротивлений их прямолинейной части и местньх сопротивлений.

При расчете потери давления в сети потери разделяют на пре-одоление сопротивления трения Нтр в прямолинейной части возду-ховода и от местньх сопротивлений Нм:

Н = Н + Н. (8.2)

Потери давления на преодоление трения определяют только для прямьх участков воздуховода постоянного сечения. Зти потери име-ются и на других участках независимо от наличия поворотов, сужений или расширений, но тогда они учитьваются одновременно с потеря-ми давления в местньх сопротивлениях по другой методике.

Потери давления на преодоление трения

Xсо2•р

н тр=11 "2Г' (8-3)

где І — длина воздуховода, м; X — козффициент сопротивления трению; р — плотность ( обьемная масса) воздуха, принимаемая в расчетах систем вентиляции 1,2 кг/м3; і — диаметр воздуховода, м;

Козффициент сопротивления трению зависит от режима движе-ния воздуха, его кинематической вязкости и состояния внутренней поверхности воздуховода. Режим движения характеризуется числом Рейнольдса Ке, значение которого при спокойном (ламинарном) потоке воздуха меньше 2300, а при движении с завихрениями (тур-булентном) может достигать нескольких сотен тьсяч.

Число Рейнольдса

со 4 (8.4)

V

где V — кинематическая вязкость воздуха (принимают 15Ч10 -6 м2/ч).

Кинематическая вязкость воздуха зависит от силь межмолеку-лярньх связей. Состояние поверхности воздуховода определяется материалом, из которого он сделан, а также степенью относитель-ной шероховатости — отношением вьсоть вьступов к размеру воз-духовода. Козффициент сопротивления трению зависит от режима

движения воздуха, характеризующегося числом Рейнольдса, и от состояния внутренних поверхностей воздуховода. Расчет значений, ведется по змпирическим и полузмпирическим формулам. Для уп-рощенного расчета можно пользоваться формулой

X = 0,316 Кє- °'25.

(8.5)

Как правило, в справочниках приводятся даннье для кругльх воздуховодов, имеющих малье потери от трения, так как в них от-ношение периметра сечения к его площади минимально.

В системах вентиляции вагонов круглье воздуховодь не приме-няют, позтому при определении потерь давления на трение необхо-

димо найти зквивалентньй диаметр. Расчет диаметра, зквивалент-

ного воздуховоду прямоугольного сечения со сторонами а и Ь, ве-

дется по формуле

а 3

_

2аЬ

а + Ь

(8.6)

Потери давления в местньх сопротивлениях

н м £

р

ю 2

2 д

(8.7)

где £ — козффициент местного сопротивления, определяемьй

по таблицам справочной литературь.

В случае расчета местньх потерь от внезапного увеличения по­перечного сечения можно пользоваться упрощенной формулой

р

н м

1 -

А

V

( А1 ^2 ю2

2 д

(8.8)

где а1 и А — площади сечения соответственно до и после расши­рения канала. Тогда общее азродинамическое сопротивление сис-темь

Н м -їїІ^+Х£

р

\ ю 2

(8.9)

Количество тепла, получаемого свежим воздухом от злектродви-

гателя вентилятора и работающих приборов автоматики,

<2уст = 860•(- Лмех № .

(8.10)

где 860 — тепловой зквивалент, кВт • ч; Г|мех — механический КПД злектродвигателя, принимаемьй в расчетах 0,8—0,9; N — мощность, потребляемая злектродвигателями вентиляторов и при­борами автоматики.

studfiles.net

III. Вентиляция пассажирских вагонов

1. Общие положения

Вентиляция – воздухообмен в помещении.

Система вентиляции служит для подачи свежего воздуха и поддержания норм санитарно-гигенических условий в вагонах.

Существуют два вида вентиляции в пассажирских вагонах:

P Естественная: летом – через неплотности вагона; отрытые двери, окна; потолочные вытяжные дефлекторы;

P Приточно-механическая – с помощью вентиляционной установки.

В вагонах где имеется система охлаждения (кондиционирования) воздуха в обязательном случае применяется приточно-механическая вентиляция.

При приточно-механической вентиляции воздух нагнетается в вагон через воздуховод и вентиляционные решетки, находящиеся в каждом купе или пассажирском отделении, а удаляется воздух из вагона через потолочные вытяжные дефлекторы, открытые двери и неплотности в вагоне.

Приточно-механическая вентиляция вагона создает подвижность воздуха в зоне пребывания пассажиров, очищает воздух от пыли и химических примесей, участвует совместно с охладительной установкой в охлаждении пассажирских помещений, а при калориферном отоплении – в подогреве воздуха и подаче его в вагон. Воздух, подаваемый вентиляционной установкой в зимнее время должен подогреваться, проходя через калорифер (водяной или электрический) до температуры 20±2ОС. Контроль температуры подаваемого воздуха осуществляется по дистанционному термометру, находящемуся в котельном отделении и в служебном купе проводника.

2. Устройство приточно-механической вентиляции вагона

Заборные решетки (жалюзи) находятся над боковой дверью с рабочего конца вагона. За заборными решетками установлены заслонки, с помощью которых регулируется подача воздуха в вагон: в зимнее и переходное время года заслонки должны быть закрыты, а в летнее время – полностью открыты. Рукоятка перевода заслонок находится в котельном отделении, имеет положения: в купейном вагон – «зима-лето»; в плацкартном вагоне – «закрыто-открыто».

 

Фильтры предназначены для очистки воздуха от пыли и других механических примесей, изготавливаются из мелкой металлической сетки сложенной в несколько слоев и пропитанной смазкой. Находятся между крышей и потолком в тамбуре с рабочей стороны вагона, их меняют в зависимости от загрязнения 1 раз в месяц, 1 раз в год, после каждой поездки.

Вентиляционный агрегат состоящий из: двух вентиляторов и электродвигателя; Диффузор соединяющий вентиляторы с калорифером, изготавливается из плотной ткани; Калорифер предназначен для подогрева воздуха подаваемого в зимнее время года и в переходный период; Конфузор соединяет калорифер с воздуховодом – все находится в потолочном пространстве с рабочей стороны вагона.

Воздуховод проходит между потолком и крышей вагона от начала до конца вагона, по нему нагнетается воздух вагон. В воздуховоде сразу же за конфузором установлена противопожарная заслонка предназначенная для перекрытия воздуховода на случай пожара в вагоне, для предотвращения распространения пламени по воздуховоду.

Пожарная заслонка состоит из: заслонки; пружины; легкоплавкой вставки; рукоятки; сигнализатора. Рукоятка должна быть всегда опломбирована.

Пожарная заслонка может сработать автоматически когда температура воздуха в воздуховоде достигнет 80-100ОС – легкоплавкая вставка плавится и при помощи пружины заслонка перекрывает воздуховод, сигнализатор втягивается в отверстие потолка. Можно ее привести в действие в ручную – повернуть рукоятку на 90ОС находящуюся в потолке над дверью в проходе или в купе проводника.

От воздуховода в каждое купе или пассажирское отделение отходит вентиляционная решетка через которую поступает воздух в вагон, зазоры вентиляционных решеток регулируются в заводских условиях, а проверяются при деповских ремонтах – в начале вагона составляют ≈ 10-12 мм., к концу вагона постепенно увеличиваются до 20-24 мм., для того чтобы воздух равномерно распределялся по всему вагону и достигалась хорошая вентиляция всех помещений вагона.

Отработанный воздух удаляется из вагона через потолочные вытяжные дефлекторы – летом все должны быть открыты полностью, а зимой и в переходное время года полностью закрыты, кроме туалетов и котельного отделения. Зимой и в переходное время года отработанный воздух удаляется из вагона через потолочные вытяжные дефлекторы туалетов и котельного отделения, открытые двери, неплотности вагона.

Возможные проблемы – причины – действия проводника:

Поступление в вагон недостаточно прогретого воздуха:

– недостаточно высокая температура в котле – усилить горение топлива в котле;

– недостаточное количество воды в калорифере, расширителе – пополнить систему отопления водой;

– возможно, открыта заслонка, регулирующая подачу воздуха – проверить положение рукоятки перевода заслонки и установить в нужное положение;

– вентиляторы дают повышенное число оборотов (полное) – снизить число оборотов вентилятора (низкие) или вообще выключить.

После включения приточно-механической вентиляции стрелка амперметра должна отклонится на 15-20 А и занять устойчивое положение (не колебаться). Если стрелка амперметра не колеблется вентиляцию необходимо выключить, через 1-1,5 мин. попробовать еще раз включить вентиляцию, если стрелка амперметра опять колеблется – выключить вентиляцию и вызвать ПЭМ.

Вентиляционная установка берет повышенное потребление тока – отключить вентиляцию и вызвать ПЭМ.

В процессе работу вентиляционной установки появились посторонние шумы, стуки, скрежет – отключить вентиляцию и вызвать ПЭМ.

3. Рециркуляция воздуха

Рециркуляция воздуха – процесс смешивания части отработанного воздуха из вагона со свежим, для того чтобы меньше подогревать воздух в калорифере – только в купированных вагонах.

Для рециркуляции воздуха имеется рециркуляционный канал – часть отработанного воздуха через отверстия попадает в канал и поступает к вентиляторам. В дальнейшем происходит смешивание отработанного воздуха со свежим и нагнетание его в вагон. У рециркуляционного канала имеется заслонка, которая в зимнее и переходное время года должна быть открыта, а летом – закрыта.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Система вентиляции пассажирского вагона

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах. Система вентиляции пассажирского вагона состоит из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона. В систему вентиляции дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, конденсатоотводный трубопровод. Холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из тепло-шумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека. В первом отсеке расположены воздухоохладитель и приточный вентилятор. Воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром. Во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор. Всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха. Сборник конденсата установлен в днище корпуса и соединен с конденсатоотводным трубопроводом. Достигается снижение энергозатрат на работу системы вентиляции пассажирского вагона. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха в пассажирских вагонах и может быть использовано для создания комфортных условий для пассажиров в салонах вагонов.

Известны системы вентиляции (СВ), в состав которых входит холодильная машина. Такие системы вентиляции - системы кондиционирования воздуха (СКВ) способны обеспечить требуемые параметры воздуха в вагоне в течение всего года. Однако их производительность и эффективность и связанная с ними стоимость в значительной степени зависят от вида и располагаемой мощности системы электроснабжения вагонов [1].

При автономной системе электроснабжения от подвагонного генератора на долю СКВ затрачивается до 65% располагаемой мощности, которая может достигать 20-22 кВт.

Недостаток известной СВ с холодильной машиной - СКВ состоит в невозможности использования ее на вагонах с автономной системой электроснабжения и с располагаемой мощностью не более 3,5 кВт с бортовым напряжением 50 В.

Известна применяемая в пассажирских вагонах с бортовым питанием 50 В и располагаемой мощностью не более 3,5 кВт СВ, которая обеспечивает необходимый воздухообмен, создает подвижность воздуха в зоне пребывания пассажиров и подпор воздуха в вагоне. Эта СВ состоит из следующих основных частей по ходу движения воздуха: воздухозаборных наружных решеток, размещенных в боковых стенках вагона над входными дверями, воздушных фильтров, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера, приточного воздуховода с выпусками по длине вагона [2].

Недостатком этой системы вентиляции (СВ) является отсутствие возможности охлаждения воздуха в летний период.

Целью настоящего изобретения является создание системы вентиляции пассажирских вагонов, конструкция которой обеспечивала бы охлаждение и нагрев приточного воздуха и поддержание в вагоне параметров воздуха на уровне допустимых при питании от бортовой системы электроснабжения с напряжением 50 В и располагаемой мощностью не более 3,5 кВт.

Поставленная цель достигается тем, что в заявляемую систему вентиляции пассажирского вагона, состоящую по ходу движения воздуха из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона, согласно изобретению дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, конденсатоотводный трубопровод, при этом холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из тепло-шумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека, в первом отсеке расположены воздухоохладитель и приточный вентилятор, причем воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром, во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор, причем всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха, сборник конденсата установлен в днище корпуса и соединен с конденсатоотводным трубопроводом.

С целью повышения эффективности в сборнике конденсата размещен датчик уровня с насосом, соединенным трубопроводом с устройством разбрызгивания воды, расположенным непосредственно перед конденсатором холодильной машины.

С целью повышения надежности при эксплуатации в зимний период в конденсатоотводном трубопроводе размещен гибкий электронагревательный шнур.

Сущность изобретения поясняется описанием со ссылкой на чертеж. Система вентиляции пассажирского вагона состоит из наружной воздухозаборной решетки 1, воздушного фильтра 2, моноблочной холодильной машины 3, водяного или электрического калорифера 4, приточного воздуховода с выпусками 5, вытяжного воздуховода 6, наружной решетки для удаляемого воздуха 7. Холодильная машина 3 состоит из тепло-шумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека 3.1 и 3.2, причем в первом отсеке 3.1 расположены по ходу движения воздуха воздухоохладитель 8 и приточный вентилятор 9; во втором отсеке 3.2 расположены компрессор холодильной машины 10, четырехходовой клапан 11, конденсатор 12, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты и вытяжной вентилятор 13. В днище корпуса установлен сборник конденсата 14, в котором размещен датчик уровня 15 с насосом 16, соединенным трубопроводом с устройством разбрызгивания воды 17. В конденсатоотводном трубопроводе 18 размещен гибкий электронагревательный шнур 19.

Работа системы вентиляции осуществляется в режимах вентиляции, охлаждения и нагрева.

В режиме вентиляции наружный воздух забирается через наружную решетку 1, очищается в воздушном фильтре 2 и приточным вентилятором 9 моноблочной холодильной машины 3 в количестве, необходимом для обеспечения санитарных требований по газовому составу и для обеспечения необходимого подпора в вагоне, подается в приточный воздуховод с выпусками 5, через которые воздух поступает непосредственно в зону пребывания пассажиров. Одновременно с приточным вентилятором 9 в моноблочной холодильной машине 3 работает вытяжной вентилятор 13, который удаляет воздух из вагона, по крайней мере из верхней зоны коридора и верхней зоны туалетных комнат, через воздуховод 6 и выбрасывает из вагона через решетку 7. Количество удаляемого из вагона воздуха меньше приточного для обеспечения необходимого подпора. А использование принудительной механической вытяжки особенно из мест санитарно-гигиенических позволяет значительно улучшить воздухообмен в вагоне и условия проезда пассажиров.

В режиме охлаждения приточного воздуха дополнительно к работе приточного 9 и вытяжного 13 вентиляторов добавляется работа холодильной машины, состоящей из компрессора 10, четырехходового клапана 11, конденсатора 12, воздухоохладителя 8, соединенных между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты. В контуре холодильной машины циркулирует хладагент, например R22 или иной. Приточный наружный воздух, проходящий через воздухоохладитель 8, охлаждается за счет передачи теплоты кипящему хладагенту и затем поступает в вагон через приточный воздуховод с выпусками 5 и компенсирует тепло- и влагопритоки в вагон через наружные ограждающие конструкции и от людей. Удаляемый воздух с температурой, которая установилась в вагоне и которая значительно ниже наружной (например, если наружная температура 40°С, то в вагоне она не будет превышать 27°С), через вытяжной воздуховод поступает на поверхность конденсатора 12 холодильной машины 3, нагревается за счет отбора теплоты от конденсирующегося хладагента и с высокой температурой вытяжным вентилятором 13 выбрасывается через наружную решетку 7 из вагона. Таким образом, осуществляется охлаждение приточного воздуха за счет утилизации «холода» от удаляемого принудительно из вагона воздуха. Поскольку конденсатор 12 холодильной машины 3 охлаждается воздухом с температурой ниже наружной, то ее энергетические показатели повышаются. На поверхности воздухоохладителя 8 при работе холодильной машины 3 образуется конденсат, который по команде датчика уровня насосом 16 подается к устройству разбрызгивания воды 17.

Устройство разбрызгивания воды 17 располагается в непосредственной близости от поверхности конденсатора 12 и может представлять собой трубку с перфорацией со стороны, обращенной к конденсатору 12. Холодная вода, попадая на поверхность конденсатора 12, нагревается, частично испаряется. Неиспарившаяся часть воды возвращается по днищу холодильной машины 3 в сборник конденсата 14. Использование конденсата для охлаждения конденсатора 12 значительно улучшает энергетические показатели холодильной машины 3 - снижается потребляемая мощность и повышается холодопроизводительность. По результатам предварительных испытаний при энергопотреблении 3,5 кВт холодопроизводительность установки составляет от 8,5 до 10,0 кВт. При этом наружный воздух в количестве 1500 м3/ч с температурой 40°С охлаждается до 20-23°С.

В режиме нагрева приточного воздуха работа оборудования холодильной машины 3 осуществляется в режиме «тепловой насос», при этом четырехходовой клапан 11 переключает потоки хладагента. Горячие пары хладагента из компрессора 10 поступают в воздухоохладитель 8, где конденсируются за счет отдачи теплоты холодному приточному воздуху. Жидкий хладагент по трубопроводам с элементами регулирования поступает в конденсатор 12, где кипит за счет теплоты, отнимаемой от теплого, удаляемого из вагона, воздуха. Таким образом, при работе холодильной машины 3 в режиме «теплового насоса» осуществляется нагрев приточного воздуха за счет утилизации теплоты удаляемого из вагона воздуха. При этом наружный воздух в количестве 1500 м3/ч нагревается на 20-24°С. Далее он нагревается в водяном или электрическом калорифере 4 и поступает в приточный воздуховод с выпусками 5.

Таким образом, применение описанной системы вентиляции пассажирского вагона позволяет значительно улучшить условия проезда пассажиров при незначительных энергозатратах, и это возможно на вагонах с малой располагаемой мощностью системы энергоснабжения, особенно на вагонах с бортовым напряжением 50 В. Необходимо отметить, что вентиляторы, используемые в холодильной машине, могут иметь двигатели вентильного типа с питанием от бортового напряжения 50 В. Это дополнительно позволяет снизить потери мощности на преобразовательной технике.

Литература

1. М.А.Зворыкин, В.М.Черкез. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. - М.: Транспорт, 1977. - С.17÷19.

2. Там же. - С.52÷55.

1. Система вентиляции пассажирского вагона, состоящая по ходу движения воздуха из наружной воздухозаборной решетки, воздушного фильтра, приточного вентилятора, водяного или электрического калорифера и приточного воздуховода с выпусками по длине вагона, отличающаяся тем, что в систему вентиляции дополнительно введены холодильная машина, вытяжные вентилятор и воздуховод, наружная решетка для удаляемого воздуха, сборник конденсата, конденсатоотводный трубопровод, при этом холодильная машина выполнена в виде моноблочной установки, состоящей из теплошумоизолированного корпуса, разделенного на два отсека, в первом отсеке расположены воздухоохладитель и приточный вентилятор, причем воздухоохладитель соединен воздуховодом с воздушным фильтром, во втором отсеке расположены компрессор, четырехходовой клапан, конденсатор, соединенные между собой трубопроводами с элементами регулирования и защиты, и вытяжной вентилятор, причем всасывающая полость вытяжного вентилятора соединена с вытяжным воздуховодом, а нагнетательная - с наружной решеткой для удаляемого воздуха, сборник конденсата установлен в днище корпуса и соединен с конденсатоотводным трубопроводом.

2. Система вентиляции пассажирского вагона по п.1, отличающаяся тем, что в сборнике конденсата размещен датчик уровня с насосом, соединенным трубопроводом с устройством разбрызгивания воды, расположенным непосредственно перед конденсатором холодильной машины.

3. Система вентиляции пассажирского вагона по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в конденсатоотводном трубопроводе размещен гибкий электронагревательный шнур.

www.findpatent.ru


Смотрите также