Системы вентиляции и кондиционирования в музее. Вентиляция в музеях


Вентиляция музеев

27 Сентябрь 2010, 14:51

Вентиляция музеев обеспечивает не столько комфорт посетителей, сколько сохранность экспонатов. Вентиляция музеев в большинстве случаев является приточно-вытяжной, с механическим побуждением воздуха.

Вентиляция музеев: описание  

Вентиляция музеев является скорее технологической, чем гражданской, потому что на первом месте стоит забота об экспонатах, их сохранность, а на втором — создание комфортабельных условий для посетителей и персонала музея. Но даже при таком подходе благоприятное самочувствие людей должно быть обеспечено в полной мере, иначе посещаемость музея будет небольшой.

Вентиляция музеев редко бывает естественной. Точность поддержания необходимой температуры воздуха может гарантировать только вентиляция с механическим побуждением. Зачастую вентиляция музеев представляет собой обычную приточно-вытяжную систему, но к расчётам при её проектировке следует отнестись очень внимательно, ведь установка вентиляции музеев — непростое занятие.

Вентиляция музеевНапример, кратность воздухообмена в системах вентиляции музеев должна быть не менее 6, а общий расход приточного воздуха должен быть достаточен для обеспечения отсутствия застойных зон вокруг экспонатов. Важно, что направлять струю приточного воздуха на них не допускается. Расход приточного воздуха вентиляции музеев определяется в зависимости от типа воздухораспределителя, но в соответствии с принятой схемой организации воздухообмена.

В лабораториях холодного хранения и в архивах музея температура воздуха должна равнятся 10 – 14 °C, а относительная влажность — 30% до 50%. В фондохранилищах и экспозиционных залах температурный режим должен поддерживаться в пределах 18 – 22 °C, а относительная влажность — в пределах 50% до 60%. Резкие колебания температуры и влажности недопустимы — это может нанести непоправимый ущерб экспонатам музея.

Важным условием при проектировке вентиляции музея является поглощение тепла от посетителей, оборудования и других источников. Расход воздуха на одного человека должен составлять не менее 30 м³. Немоловжано знать, что помещения с неограниченным доступом посетителей, содержащие коллекции, необходимо обустроить отдельной системой вентиляции, не связанной с другими системами. Это относится и к помещениям с ограниченным доступом для посетителей, с редкими коллекциями вещей.

Наша компания занимается проектировкой и монтажом систем вентиляции музеев. За подробной информацией Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (495) 662-99-84.

www.all-climate.ru

Вентиляция и кондиционирование музея

Кондиционирование воздуха в помещениях музеев, архивов и библиотек можно отнести к технологическому кондиционированию. Поддержание параметров воздуха в первую очередь необходимо для сохранения произведений искусства. Создание комфортных условий для людей, посетителей и работников музеев, является второстепенной задачей.

 

Разделим помещения музея на несколько категорий помещений:* помещения, где отсутствуют коллекции - в таких помещениях систему кондиционирования воздуха предусматривают, как для обычных гражданских* Помещения, где содержатся коллекции, и есть неограниченный доступ посетителей - необходимо обслуживание отдельной системой кондиционирования* Помещения, где содержатся коллекции, и присутствует ограниченный доступ посетителей - необходимо также обслуживание таких помещений отдельной системой кондиционирования, не связанной с другими системами.Условно помещения музея могут быть классифицированы следующим образом:

Тип помещения Загрязнение помещения
Высокое Низкое
  Наличие коллекции   Ограниченный доступ Лаборатории реставрации, рабочие помещения (лаки, пыль, водяные пары) Влажные коллекции (заспиртованные природные экспонаты) Коллекции фотографий (уксусный синдром)     Хранилища, подвалы, лаборатории
Неограниченный доступ   Галереи, выставочные залы,читальные залы
  Отсутствие коллекции Кратковременное пребывание Курительные комнаты Служебные помещения
Постоянное пребывание Кафетерии, комнаты отдыха, где разрешено курение места без приготовления и поглощения пищи, без курения

Параметры микроклимата в различных помещениях музеяДанные параметры определяются в зависимости от свойств материала, из которого изготовлена коллекция:

* Гигроскопические свойства (ткань, дерево, кожа, минералы, бумага)* физико-химические (металл, стекло, киноматериалы, фотографические)* химическим составом материалов (органическое это соединение или неорганическое, какой тип краски присутствует на картине)

Cледует также учитывать, что могут возникать конфликтные условия сохранности для разных типов материалов коллекции. Некоторые материалы не допускается хранить вместе. Например, нельзя хранить бумажные произведения и фотоматериалы вместе, так как бумага выделяет газы, оказывающие разрушающее воздействие на фотоматериалы.Ценность экспонатов, их физические свойства, продолжительность экспозиции и хранения определяют уровень требований к точности поддержания внутренних условий. В зависимости от уровня требований музейные помещения можно разделить на пять категорий:

* АА - очень высокий. Очень высокий уровень требований должен обеспечить длительную сохранность особо ценных уникальных экспонатов, памятников литературы, искусства и т. д. в хранилищах, специальных камерах, реставрационных лабораториях и в экспозиционных залах.

 

* А - высокий. Высокий уровень требований обеспечивает практически полную сохранность предметов в реставрационных лабораториях, экспозиционных залах, хранилищах, галереях.

 

* В - средний, Средний уровень требований необходим для большинства взаимозаменяемых и мало подверженных разрушению предметов хранения и экспозиции, что характерно для профильных, отраслевых и краеведческих музеев, музеев народного творчества, церквей, используемых как музеи, исторических зданий.

 

* С - пониженный, пониженный уровень требований обеспечивают внутренние условия, наиболее приближенные к естественным, например в исторических зданиях, церквях, музеях сезонной работы, домах-музеях и квартирах.

 

* Д - низкий. Низкий уровень требований допускается в районах с мягким невлажным климатом в помещениях музеев сезонного использования или размещаемых под открытым небом, в церквях

Не стоит забывать, что значительные изменения относительной влажности воздуха в помещении негативно сказываются на состоянии экспонатов. Допустимые значения амплитуды суточных колебаний температуры и относительной влажности воздуха в зависимости от уровня требований к точности поддержания внутренних условий представлены в таблице ниже:

 

Допустимые значения амплитуды суточных и сезонных колебаний температуры и относительной влажности воздуха в помещении при наличии коллекции

Уровень требований Амплитуда колебания температуры, °С Амплитуда колебания относительной влажности воздуха, % Степень повреждения
суточная сезонная суточная сезонная суточная  
  АА   ±2   ±4,5   ±5   Отсутствие механических повреждений всех предметов искусства и картин
  А   ±2   +4,5 (—8)   ±10   ±10 Небольшой риск для уязвимых предметов искусства, отсутствие механических повреждений большинства предметов искусства, картин, фотографий и книг
  В   ±4,5   +8, но температура воздуха не выше 30°С   ±10   ±10 Умеренный риск для уязвимых предметов искусства, малый риск для большинства картин, фотографий, отдельны предметов искусства и книг, отсутствие риска для большинства предметов искусства и книг
  С   Амплитуда колебаний не нормируется, температура воздуха 25°С     Амплитуда колебаний не нормируется, относительная влажность воздуха в течение года — 25—75% Высокий риск для уязвимых предметов искусства, умеренный риск для большинства картин, фотографий, отдельных предметов искусства и книг, малый риск для большинства предметов искусства и книг
    Д     Не нормируется   Относительная влажность ниже 75% Высокий риск деформации и разрушения для предметов искусства, большинства картин, фотографий и книг, коррозии металла, риск может быть снижен в течение холодного периода при отсутствии отопления

 

 

В архивах, лабораториях холодного хранения должна поддерживаться температура воздуха 10-14°С, относительная влажность воздуха 30-50%. В помещениях хранения экспонатов из металла, для исключения коррозии, относительная влажность воздуха не должна превышать 30%.

Скорость воздуха (подвижность) в музейных помещениях должна находиться в пределах 0,1-0,3 м/с, скорость обдува открыто расположенных экспонатов (картин и других чувствительных к эрозии поверхностей) потоком приточных струй не должна превышать 0,2 м/с.Расходы воздуха, особенности воздухообмена, воздухораспределения при вентиляции и кондиционировании музея

Расход приточного воздуха в помещениях музея при наличии коллекций следует определять расчетом в соответствии с принятой схемой организации воздухообмена и типом воздухораспределителя. Следует учитывать теплопоступления и влагопоступления от людей (посетителей и музейных работников), теплопоступления от солнечной радиации, в том числе рассеянной солнечной радиации через фонари естественного освещения, теплопоступления от искусственного освещения, в том числе и подсветки.

В экспозиционных залах следует принимать площадь пола, приходящегося на одного человека: максимальное значение - 7,4 м2, среднее значение - 5,6 м2, минимальное значение - 3,7 м2. Общий расход приточного воздуха в помещении экспозиции должен быть достаточен, чтобы обеспечить отсутствие застойных зон вокруг экспонатов, в то же время не допускается направлять приточную струю на них. Кратность воздухообмена должна быть не менее 6-8.

В помещениях хранилищ следует принимать воздухообмен не менее двух-трехкратного с целью обеспечения хорошей циркуляции и перемешивания воздуха.

Минимальный расход наружного воздуха для каждого помещения определяется из расчета санитарной нормы на одного человека, создания подпора в кондиционируемом помещении, а в помещениях реставрации - и из условия компенсации воздуха, удаляемого местными отсосами, и из расчета разбавления вредностей.

Расход наружного воздуха, подаваемого в экспозиционные залы на одного человека, должен быть не менее 30 м.куб в час. Общий расход наружного воздуха следует определять в зависимости от типа многозональной системы кондиционирования воздуха. Может быть предусмотрена возможность изменения расхода наружного воздуха по датчику концентрации углекислого газа при изменении потока посетителей.

В музейных помещениях при наличии коллекции с постоянным доступом предпочтительно предусматривать перемешивающую вентиляцию по схеме «сверху-вниз», так как вытесняющая вентиляция хорошо работает только при устойчивых конвективных потоках от неподвижных источников.

stydopedia.ru

Вентиляция культурно-зрелищных учреждений: музеев, концертных залов

Расчетные параметры микроклимата и воздухообмена в помещениях зданий культурно-зрелищных учреждений (музеях, клубах, театрах, кинотеатрах, концертных залах, казино) следует принимать в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», ВСН 45-86 «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», «Рекомендаций по проектированию музеев» ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева, ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». 

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003, параметры микроклимата в помещениях различного назначения принимаются по техническому заданию заказчика. В случае отсутствия технического задания, согласно пунктам 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003, параметры микроклимата в помещениях принимаются по специальным нормативным документам, регламентирующим метеорологические условия для данных помещений (в данном случае согласно требованиям СНиП 31-06-2009, ВСН 45-86 и «Рекомендаций по проектированию музеев» ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева). Если в указанных нормативных документах отсутствуют данные по одному или нескольким параметрам микроклимата, то недостающие параметры принимаются по требованиям пунктов 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003. 

В соответствии с пунктом 7.36 СНиП 31-06-2009, в зрительных залах кинотеатров, клубов и театров в зонах размещения зрителей должны быть обеспечены параметры воздуха системой вентиляции или кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями таблицы 7.4 в СНиП 31-06-2009. 

В экспозиционных залах и фондохранилищах музеев следует обеспечить круглосуточное и круглогодичное поддержание температуры воздуха 18-22°С и относительной влажности воздуха 55±5%. Кратность обмена воздуха рекомендуется принимать: в экспозиционных залах 5-6 об/ч; в хранилищах 1,5-2 об/ч; в кинолекционном зале 4-6 об/ч; в лабораториях 10 об/ч. 

При определении параметров микроклимата залы казино, концертные и зрительные залы относят к категории За, а фойе и выставочные залы — к категории Зв.

aircutklima.com

4. Вентиляция | АРТконсервация

Мы всегда можем столкнуться в музее с моментами повышенной влажности и сильного загрязнения воздуха газовыми и твердыми засорениями. Поэтому какая бы у нас ни была отопительная система, необходимо позаботиться о наилучшей системе вентиляции.

Простейшей системой являются форточки. В большинстве небольших музеев это пока единственная доступная система.

Поэтому необходимо уметь управлять и форточками. Открывать форточки необходимо, сообразуясь с внешними атмосферными условиями и внутренней влажностью. Если в помещении жарко и слишком сухо, а снаружи знойный сухой день, то открытием форточек сухость воздуха можно лишь повысить. Если в музее воздух нормальной влажности, но на дворе холодно и дождь или тепло, но при этом идет сильное таяние снега, конечно, форточки вольют в помещение дозу влажного воздуха.

Отсюда вывод — как общее правило, при нормальной или несколько высокой влажности в помещении форточки необходимо открывать утром, когда воздух еще сух и прохладен. Это, главным образом, относится к зимним, весенним и отчасти осенним месяцам, т. е. к тому времени, когда утром температура обычно бывает ниже 0; мы вводим в помещение воздух, который содержит меньше влажности, чем внутренний, и у нас произойдет понижение влажности. Это очень важно. Наоборот, в конце теплого, жаркого или сырого дня нельзя открывать форточки потому что мы вводим наружный воздух, чрезмерно насыщенный влагой, в помещение, где температура ниже, истало быть для своего полного насыщения требует меньше паров воды, чем наружный воздух.

Это особенно важно соблюдать весной при обогревании неотапливаемых зданий: здесь впуск теплого воздуха, насыщенного парами воды от таяния снега, вызовет стремительное отпотевание и отсыревание дерева, кожи, бумаги, стен ипр. Иногда такое отсыревание приводит к гибели ценных фресок в древних зданиях. Здесь надо принять за обязательное правило открывать окна и двери только утром и вечером и по возможности не с солнечной стороны: важно, чтобы отепление здания происходило как можно медленнее. Легкий сквозной ветер помогает просушиванию, но сильный сквозняк, ведущий к стремительному высыханию, действует гибельно, вызывая отшелушивание фресок и быстрое ссыхание дерева.

Определить, насыщен ли влагой наружный воздух или нет, можно по барометрическому давлению. Если среднее нормальное барометрическое давление в данной местности 760, то давление более высокое покажет, что наружный воздух сух и, открывая форточки и окна, мы сушим внутреннее помещение. Если же давление ниже нормального, это означает, что наружный воздух насыщен парами воды в большей или меньшей степени.

В Ленинграде считается средним или нормальным барометрическое давление 752. Значит, если будет 740, это покажет нам, что на дворе стоит или ожидается слякоть, сырость, а зимой — оттепель или, если это летний месяц, собирается гроза. Поэтому в таких условиях форточки никогда не должны открываться, хотя день и кажется подходящим.

Если же в условиях Ленинграда барометрическое давление будет 760—765, можно смело открывать форточки, так как мы введем в помещение более сухой воздух; конечно, если снаружи туман, дождь, пасмурно, то нет необходимости смотреть и на барометр.

Там, где имеются форточки и отопление ведется обыкновенными печами, в момент топки печей также происходит очень сильная вентиляция, особенно, если в это же самое время открыты форточки.

При центральном отоплении приходится прибегать к другим мерам; в каждом благоустроенном музее необходимо иметь вентиляцию побудительную, т. е. вытяжку воздуха побудительным аппаратом; обыкновенно для этих целей устраиваются вентиляторы с электрическим мотором («Сирокко»), которые с большей или меньшей энергией вытягивают воздух из помещения.

Одно вытягивание не решает вопроса о вентиляции, потому что вместе с вытягиванием воздуха будет вытягиваться и тепло, а потому при правильной вентиляционной системе непременно устанавливается подача подогретого профильтрованного воздуха. Таким образом, устраивая помещение для музея более рационально, более правильно, необходимо обеспечивать и подачу подогретого воздуха ; при этом (подогретый воздух должен быть освобожден от пыли и не чрезмерно сух, следовательно, должны быть поставлены фильтры и увлажнители. Вопрос о создании полной вентиляции с фильтрамии увлажнителем очень сложен и решается специалистом инженером, хорошо знакомым с условиями музейной жизни.

Вентиляция нужна не только для того, чтобы освежать воздух и поддерживать нормальную влажность, она, кроме того, удаляет пыль, а так как воздух носит в себе вместе с пылью колоссальное количество микроорганизмов как растительного, так и животного мира, то, вытягивая отработанный воздух из музея, мы освобождаем его от заражения микроорганизмами. Если помещение не проветривается, мы будем не просто загрязнять воздух, но и заражать предметы, способные сделаться питательной средой для развития микрофлоры. Насколько даже обычный, а не особо загрязненный воздух насыщен спорами плесеней и бактериями, показывает следующий случай.

Известно, что желатин, рыбий клей, столярный клей, декстрин, казеин, агар-агар и другие клеющие вещества являются весьма подходящей средой для развития всяких плесеней, грибков, бактерий и т. д.

В лаборатория Института археологической технологии были поставлены опыты по изучению чувствительности к заражению различными микроорганизмами разных клеящих средств, применяющихся в живописи и реставрации. Оказалось, что если мы в стерилизованную пробирку нальем стерилизованный раствор желатина или агар-агара, производя это в обыкновенной атмосфере кабинета или лаборатории, то этого поступившего лабораторного воздуха уже достаточно для того, чтобы заразить клей микроорганизмами: через некоторое время в герметически закупоренной пробирке разовьются колонии обычных плесеней «Penicillium», «Aspergillus» и др. Можно себе представить, что будет происходить с такими вещами, как акварель, которая пишется на клею, или фанерованная мебель, если дать беспрепятственно накапливаться пыли с микроорганизмами в музее. Микроорганизмы необходимо удалять путем вентиляции.

Этим же путем мы удаляем ядовитые газы, которые выделяются людьми, работающими в данном помещении (углекислота, аммиак), а также и те газы, которые поступают из разных посторонних источников.

Итак, без нормальной системы вентиляции правильный режим в музее установлен быть не может.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПСИХРОМЕТРА сист. АВГУСТА

Под термометр, ртуть которого обвязана батистовой тряпочкой, ставится стаканчик с водой; расстояние шарика от воды должно быть 1—2 см. При испарении воды с тряпочки поглощается тепло, почему температура термометра с увлажненной тряпочкой будет опускаться. Чем суше воздух помещения, тем больше испарение, тем ниже будет опускаться температура мокрого термометра. Разница между показаниями термометров определяет количество влаги в воздухе. Для этого определения надо в таблице вверху отыскать цифру разности температур, a по первой графе слева — температуру мокрого термометра; по этим двум показаниям отыскивают относительную влажность в процентах; например, если разница у нас 3, 5, а температура мокрого термометра 15°, то влажность воздуха будет 67%.

Так как все термометры имеют небольшие неточности, надо исправить наблюденное показание согласно паспорту прибора; например, если в паспорте стоит: «сух. 0; мокр. + 0,2°» то надо исправить только показание мокрого термометра, прибавив 0,2 градуса, прежде чем определить разницу.

ПСИХРОМЕТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Смочен, термом. (С°)

Разница между сухим и смоченным термометром (насыщение воздуха парами, выраженное в процентах)

0

½

1

2

3

4

5

6

0

100

90

81

73

64

57

50

43

36

31

26

20

16

1

100

30

82

74

66

59

52

45

39

33

39

33

19

2

100

90

83

75

67

61

54

47

42

36

31

26

23

3

100

90

83

76

69

63

56

49

44

39

34

29

26

4

100

91

84

77

70

64

57

51

46

41

36

32

28

6

100

91

85

78

71

65

59

54

48

43

39

34

30

6

100

92

85

78

72

66

61

56

50

45

41

35

33

7

100

92

86

79

73

67

62

57

52

47

43

39

35

8

100

92

86

80

74

68

63

58

54

49

45

41

37

9

100

93

86

81

75

70

65

60

55

51

47

43

39

10

100

94

87

82

76

71

66

61

57

53

48

45

41

11

100

94

88

82

77

72

67

62

58

55

50

47

43

12

100

94

88

82

78

73

68

63

59

56

52

48

44

13

100

94

89

83

78

73

69

64

61

57

53

50

46

14

100

94

89

83

79

74

70

66

62

58

54

51

47

15

100

94

89

84

80

75

71

67

63

59

55

52

49

16

100

95

90

84

80

75

72

67

64

60

57

53

50

17

100

95

90

84

81

76

73

68

65

61

58

54

52

18

100

95

90

85

81

76

74

69

66

62

59

56

53

19

100

95

91

85

82

77

74

70

66

63

60

57

54

20

100

95

91

86

82

78

75

71

67

64

61

58

55

21

100

95

91

86

83

79

75

71

68

65

62

59

56

22

100

95

91

87

83

79

76

72

69

65

63

60

57

23

100

96

91

87

83

80

76

72

70

66

63

61

58

24

100

96

92

88

84

80

77

73

70

67

64

62

59

25

100

96

92

88

84

81

77

74

70

68

65

63

59

Прибор надо вешать на уровне глаз, при наблюдении на него не дышать, так как он очень чувствителен; он должен висеть на стеке или в дверях так, чтобы около него свободно циркулировал воздух; нельзя вешать прибор за шкафом, в углу и т. п., а также на стене, на которую падает солнце.

Перед наблюдением надо проверить, не высохла ли тряпочка на ртути; если пришлось ее смочить (окунуть в стаканчик), то наблюдение можно делать только через 15—20 минут, когда установилось нормальное испарение. После подливания свежей воды наблюдение делается не раньше 25—30 мин.

Показания записываются дважды в день: в начале рабочего дня и в конце.

Одновременно необходимо записывать температуру наружного воздуха и барометрическое давление, а также количество посетителей в музее за день.

Все эти данные сводятся в конце месяца в диаграмму.

Первоисточник: 

КОНСЕРВАЦИЯ и РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ. ФАРМАКОВСКИЙ М.В. - М., 1947

art-con.ru

Системы вентиляции и кондиционирования в музее

В местах, где представлены произведения искусства, будь-то книги, картины или скульптуры, необходимо так называемое технологическое кондиционирование, основной задачей которого является сохранение предметов и произведений искусства. Простой кондиционер в данном случае не подойдет, необходима тщательно продуманная система кондиционирования, иногда в каждом помещении своя собственная. Например, в обычных помещениях для персонала, уборных, гардеробных устанавливают обычную систему, в залах, где есть коллекции произведений и ограниченный доступ посетителей необходима система кондиционирования, не связанная с другими системами.

Особенности для системы кондиционирования.

Проектируя систему кондиционирования для каждого помещения и зала в музее, необходимо собрать и учитывать достаточное количество параметров и нюансов о самих произведениях, о материалах, из которых они сделаны, об их химическом составе, гигроскопических свойствах и т.д. Также стоит учитывать, что некоторые произведения искусства, например, из бумаги нельзя хранить в одном помещении с фотоматериалами, так как газы, выделяемые бумагой, разрушают фотобумагу. Для создания особого микроклимата в помещении влияют и такие параметры, как ценность экспонатов, продолжительность экспозиции, их физические свойства. Ориентируясь на эти данные, помещения в музее условно классифицируются на пять групп, каждая из которых предоставляет требования к хранению и условиям обеспечения надлежащего климата для тех или иных экспонатов.

Необходимо помнить и о уровне влажности в каждом из помещений музея, так как чрезмерная либо же недостаточная влажность воздуха также сказывается на произведениях искусства. Например, для лабораторий холодного хранения при температуре воздуха 10 -14 С, влажность воздуха должна быть 30-50%. В помещениях, где хранятся экспонаты из металла, влажность воздуха должна быть ниже 30%, во избежание коррозии.

Система вентиляции в музее.

В закрытых помещениях при хранении экспонатов особую роль уделяют кондиционированию, в то время как при экспозиции произведений искусств в больших залах, внимание уделяется системе вентилирования. Проектировщиками точно рассчитывается какой необходим приход и расход воздуха, чтобы тепло- и влагопоступления от посетителей и работников зала не влияли на экспонаты. При расчетах учитывается также солнечная радиация, выделяемое тепло от естественного и искусственного освещения. Приход воздуха извне должен быть достаточным, чтобы вокруг экспонатов не создавалось зон с застойным воздухом. Циркуляция воздуха должна быть постоянной и качественной.

dom-vent.ru

6. Параметры внутреннего микроклимата при комплексном экспонировании и хранении музейных коллекции.

При определении допустимых и оптимальных параметров микроклимата для хранения музейных коллекций были проанализированы литературные данные и экспериментальные исследования по проблеме изменений влагосодержания и физико-химических свойств материалов произведений изобразительного и прикладного искусства. На основании этих данных дано обобщенное изложение требований к параметрам и возможности их поддержания.

При хранении и экспонировании музейных коллекций в помещениях нормируются три климатических параметра: температура воздуха (t,°C), относительная влажность воздуха (φ,%) и скорость движения воздушных потоков (υ, м/сек), а также допустимые амплитуды колебаний температуры и влажности воздуха. При этом значения температуры и относительной влажности воздуха взаимосвязаны и должны обеспечить стабильное влагосодержание: постоянно повторяющиеся циклы увлажнения и высыхания гигроскопических материалов являются основной причиной разрушения экспонатов.

Определяя нормы температуры и относительной влажности воздуха, авторы исходят из изучения изменений, происходящих в гигроскопических материалах при высыхании, и изучения условий в которых на музейных предметах развиваются микроорганизмы. Исходя из этого, определяются верхний и нижний допустимые пределы относительной влажности.

Как говорилось выше, наиболее подвержены деформациям гигроскопические материалы - ткани, дерево, бумага, кожа, пергамент и т.д., поэтому при определении комплексных климатических параметров для музейных помещений следует ориентироваться на создание оптимальных условий для хранения этих экспонатов. Оптимальные параметры хранения для других материалов вполне укладываются в данные диапазоны. Исключение составляют лишь условия хранения фотоматериалов, олова, воска, пластилина, а также формалиновых препаратов.

Следует различать понятия "допустимые" и "оптимальные" значения параметров температуры и относительной влажности. В диапазоне "допустимых" значений не происходит существенного разрушения материалов. Нижняя граница допустимого диапазона φ=40% - это значение относительной влажности, ниже которого происходит обезвоживание материала, вызывающего деструкцию с ускоренным старением. Верхняя граница φ=65% - значение относительной влажности воздуха, выше которого происходит развитие микроорганизмов в связи с излишней влажностью материалов. Нижняя граница допустимых значений температур составляет t=15°C, верхняя граница t=24°C.

Допустимый диапазон температур определяется с учетом физико-химических свойств материалов и конкретных условии музея включающих режим его работы, архитектурно-планировочные и технические характеристики здания, оснащения его системой обеспечения температурно-влажностного режима, климатических условий местности, необходимости присутствия посетителей и обслуживающего персонала.

Отклонения от указанных параметров в сторону увеличения верхних значений и. уменьшения нижних ведет к ускорению процессов старения.

Таким образом, допустимым диапазоном значений воздушных параметров в музее являются:

температура воздуха t=15-24°C;

относительная влажность воздуха φ=40-65%.

Сочетание верхних значений температуры (+22-24° С) и влажности 65% возможно только на короткие промежутки времени, т.к. может произойти переувлажнение материалов и появляется опасность развития микроорганизмов.

Понятие "оптимальный" или "безопасный" диапазон воздушных параметров лежит в границах диапазона допустимых значений и означает соотношение параметров температуры и относительной влажности, обеспечивающее стабильную воздушную среду и постоянство влагосодержания материалов, что является ключевым условием их сохранения.

Оптимальные воздушные параметры составляют:

температура воздуха t=18±l°C;

относительная влажность воздуха φ=50±5%.

Чем ближе к "оптимальным" находятся конкретные значения температуры и относительной влажности, тем удовлетворительнее условия хранения. Скорость воздушных потоков в пространстве размещения экспонатов (рабочей зоне) должна быть не более 0,1-0,2 м/сек. Повышенные скорости у поверхности экспонатов нарушают структуру верхних слоев, а также форсируют тепло-влажностные обмены с окружающей средой. При малой подвижности воздуха, особенно при наличии многочисленных перегородок и хранительского оборудования, образуются невентилируемые зоны с застойным воздухом.

Однако не в каждом музейном здании и не в каждом конкретном помещении возможно создать "оптимальные" климатические параметры. Возможность их создания зависит от теплотехнических характеристик материала музейного здания, режима его работы, системы его технического оснащения и ряда других факторов. В фондохранилищах музея проще, чем в экспозиционных помещениях, поддерживать "оптимальные" значения параметров.

"Оптимальные" значения должны быть заложены в техническом задании на проектирование новых музейных зданий, когда комплексно решаются все вопросы.

Ниже приводится таблица 1 рекомендуемых значений температуры, относительной влажности и подвижности воздушных потоков с учетом типа музейного здания и способа его технического оснащения. Следует иметь в виду, что подвижность воздуха нормируется в рабочих зонах экспозиционных помещений и фондохранилищ. Такими в музеях являются зоны размещения экспонатов - на стенах, стендах, стеллажах и т.д.

Таблица 1.

Рекомендуемые воздушные параметры в музеях в зависимости от типа здания и систем климатического оснащения.

Параметры

Экспозиция: холодный период года

Экспозиция: теплый период гола

Фондохранилище круглосуточно

Максимально допустимые суточные колебания

Подвижность воздуха в зоне размещения экспонатов
Тип здания и системы климатического оснащения t°C φ% t°C φ% t°C φ% Δt°C Δφ% м/сек
Вновь строящиеся для музеев здания с системами кондиционирования воздуха 18±1 50±5 20-22 55-60±5 18±1 50±5 1 5 0,1-0,2
Приспособленные под музеи здания постройки XVIII-70-x гг. XX в. с системами кондиционирования воздуха 18±1 45±5 20-22 55-60±5 18±1 50±5 1 5 0,1-0,2
Приспособленные под музеи здания постройки XVIII-70-x гг. XX в. с системами отопления и организованной вентиляции 18-19 45±5 22-24 50-65 18±1 50-60 1 5 0,1-0,2
Приспособленные под музеи здания постройки XVIII-70X гг. XX в. с системами отопления 18-19 45±5 22-24 50-65 18±1 50-60 1 5 0,1-0,2

Из таблицы видно, что оптимальные стабильные условия в течение всего года могут быть обеспечены полным кондиционированием воздуха, что успешнее всего решается при строительстве новых музейных зданий.

При реконструкции старых зданий мы сталкиваемся с невозможностью обеспечения оптимальных параметров, так как необходимо учитывать состояние конструкций, исторический интерьер и экстерьер, архитектурно-планировочные особенности здания, соображения экономического порядка.

Кондиционирование воздуха в таком случае бывает трудно осуществимо. Однако, когда все-таки оно возможно, параметры диктуются вышеназванными факторами. Это касается холодного периода года, когда поддержание относительной влажности воздуха мы должны ограничить значениями более низкими, а именно 40-45%. В противном случае при существующей конструкции наружных ограждений и определенных внешних параметрах может произойти выпадение конденсата на внутренних стеклах окон.

В том случае, когда обеспечение оптимального микроклимата системами кондиционирования воздуха не представляется возможным, необходимо стремиться к поддержанию параметров в зоне допустимых значений с помощью других доступных технических средств. В зависимости от этих технических средств параметры будут приближаться к оптимальным в большей или меньшей степени.

Для обеспечения определенных параметров воздушной среды музейных помещений часто бывает необходима реконструкция старых систем, использование различных дополнительных технических средств, или устройство новых систем.

Первоисточник: 

МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Практическое пособие. ГосНИИ Реставрации. М., 1995

art-con.ru

системы вентиляции - Вентиляция музеев

Вентиляция музеев обеспечивает не столько комфорт посетителей, сколько сохранность экспонатов. Вентиляция музеев в большинстве случаев является приточно-вытяжной, с механическим побуждением воздуха.

Вентиляция музеев

Вентиляция музеев является скорее технологической, чем гражданской, потому что на первом месте стоит забота об экспонатах, их сохранность, а на втором — создание комфортабельных условий для посетителей и персонала музея. Но даже при таком подходе благоприятное самочувствие людей должно быть обеспечено в полной мере, иначе посещаемость музея будет небольшой.

Вентиляция музеев редко бывает естественной. Точность поддержания необходимой температуры воздуха может гарантировать только вентиляция с механическим побуждением. Зачастую вентиляция музеев представляет собой обычную приточно-вытяжную систему, но к расчётам при её проектировке следует отнестись очень внимательно, ведь установка вентиляции музеев — непростое занятие.

Например, кратность воздухообмена в системах вентиляции музеев должна быть не менее 6, а общий расход приточного воздуха должен быть достаточен для обеспечения отсутствия застойных зон вокруг экспонатов. Важно, что направлять струю приточного воздуха на них не допускается. Расход приточного воздуха вентиляции музеев определяется в зависимости от типа воздухораспределителя, но в соответствии с принятой схемой организации воздухообмена.

В лабораториях холодного хранения и в архивах музея температура воздуха должна равнятся 10 – 14 °C, а относительная влажность — 30% до 50%. В фондохранилищах и экспозиционных залах температурный режим должен поддерживаться в пределах 18 – 22 °C, а относительная влажность — в пределах 50% до 60%. Резкие колебания температуры и влажности недопустимы — это может нанести непоправимый ущерб экспонатам музея.

Важным условием при проектировке вентиляции музея является поглощение тепла от посетителей, оборудования и других источников. Расход воздуха на одного человека должен составлять не менее 30 м?. Немоловжано знать, что помещения с неограниченным доступом посетителей, содержащие коллекции, необходимо обустроить отдельной системой вентиляции, не связанной с другими системами. Это относится и к помещениям с ограниченным доступом для посетителей, с редкими коллекциями вещей.

Наша компания занимается проектировкой и монтажом систем вентиляции музеев. За подробной информацией Вы можете обратиться к нашим специалистам по телефону (495) 662-99-84.

teplo-faq.net


Смотрите также