Консультации по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Вентиляция зарядной аккумуляторов


Требования к зарядным и аккумуляторным помещениям, зарядка аккумулятора погрузчиков

Содержание

  1. Безопасность превыше всего
  2. Категория помещений
  3. Нормативные требования к комнатам, в которых осуществляется зарядка
  4. Значение стационарной вентиляции и проветривания

 

Помещение аккумуляторной, где происходит заряд батарей, несет в себе потенциальную взрывоопасность. Это объясняется тем, что в процессе выделяется определенное количество водорода. Поэтому зарядные комнаты должны соответствовать строгим требованиям взрывобезопасности. Атмосфера в помещении для зарядки аккумуляторов превращается в потенциально взрывоопасную субстанцию, когда концентрация водорода достигает порога в 4%.

Безопасность превыше всего

Основные требования к помещению зарядной аккумуляторов регламентируются НПБ 105-03. В частности, само здание делится на отдельные категории. Классификация помещений с аккумуляторной зарядной станцией базируется на регламентируемых требованиях безопасности.

Имеется в виду:

  • Особенности планировки.
  • Количество этажей.
  • Строительная технология.
  • Разметка.
  • Наличие стеллажей и прочих систем хранения.

Соответственно, все регламентируемые мероприятия ориентированы на безопасность людей и сохранность имущества. Цель противопожарной регламентации — локализация распространения возгорания, возникшего от переизбытка водорода в воздухе.

В идеале система профессиональных мероприятий в этом направлении должна способствовать предотвращению самой возможности возгорания (несмотря на то, что потенциально такая вероятность сохраняется везде, где проводятся обслуживающие работы с аккумуляторами).

Кроме того, регламентация позволяет избежать недобросовестности при оценке категории помещения, поскольку недооценка или переоценка опасности напрямую определяет материальные затраты владельцев помещения.

Категория помещений

Таким образом, категория помещения для зарядки аккумуляторных батарей определяется исходя из расчета избыточного давления взрыва. Это даст возможность проверить, относится ли указанная комната к категории B или A. Например, когда используются аккумуляторные батареи, работающие на жидком электролите, имеют место трудности проведения строительных работ с учетом всех нормативов пожаровзрывобезопасности.

Это неизбежно влечет расход дополнительных материальных средств на особую проектировку и, главное, претворение на практике всех планировочных решений.

При этом принципиальное значение имеет грамотность и объективность определения категории помещения. Категория определяется типом аккумуляторных батарей, а также их количеством. Кроме того, при определении категории помещения учитывается вариант зарядного устройства.

Категория помещений представлена в таблице:

КатегорияУдельная пожарная нагрузка qСпособ размещения
В1 Более 2200 Не нормируется
B2 1401-2200 См. п. 25 НПБ 105-03
В3 181-1400 См. п. 25 НПБ 105-03
B4 1-180 На любом участке пола помещенияПлощадью 10 м2.Способ размещения участков пожарной нагрузки определяется согласно п. 25 НПБ 105-03

Определение категории помещений для зарядки техники должны проводить профессиональные организации. В частности, данный вид деятельности является спецификацией ФГУВНИИПОМЧС РФ.

Нормативные требования к комнатам, в которых осуществляется зарядка

Требования к зарядным помещениям включает в себя регламент:

  • Планировки.
  • Вентиляции.
  • Водоснабжения.
  • Пожарной автоматики.
  • Средств пожаротушения.

Прежде всего, зарядка не должна проходить в тех комнатах, которые находятся в зданиях ниже второй степени огнестойкости (согласно СНиП 11-2-80). Кроме того, учитывается тип вентиляции. Помещение, предназначенное для заряда, должно оснащаться приточно-вытяжной системой вентилирования (согласно ПУЭ).

Что касается водоснабжения в помещении, предназначенном под заряд батареи, то расход воды зависит от объема и технических особенностей всего здания в целом. Пожарная автоматика обеспечивается установкой мощной автоматической сигнализации (согласно НПБ 110-03).

Наконец, к средствам пожаротушения относятся классические первичные наборы инструментов, определяемые регламентами:

  • ППБ 01-03.
  • НПБ 166-97.

Контролирующие органы тщательно подходят к оценке безопасности помещений, предназначенных под зарядку аккумуляторных батарей. Дело в том, что безопасность и соответствующее техническое оснащение отдельно взятого помещения является гарантией безопасности здания в целом. Таким образом, все вышеперечисленные требования работают на безопасность людей, находящихся в здании.

Значение стационарной вентиляции и проветривания

Во время работ по составлению проектных чертежей учитываются правила пожаровзрывобезопасности для комнат, предназначенных проектом для того, чтобы в них хранились и обслуживались гелевые герметизированные аккумуляторные батареи. Требование пожарной безопасности данных комнат оговорены регламентом ПУЭ (п. 4.4,30).

Суть нормативных требований сводится к тому, чтобы стационарные аккумуляторы, заряд которых осуществляется в условиях 2,3 В, были установлены в тех комнатах, где имеет место вентиляционная система. Что касается тяговых аккумуляторов, то регламент ПУЭ не выносит их в отдельный пункт.

Таким образом, для производителей тяговых аккумуляторов является обязательным проведение испытаний для получения заключения на предмет требований пожарной безопасности своей продукции. Выделение водорода в тяговых аккумуляторах несколько ниже, чем у аналогов с жидким электролитом.

Поэтому их можно устанавливать даже в помещениях для хранения аккумуляторов без системы вентиляции. Однако обязательным условием является график проветривания комнаты, где установлены тяговые аккумуляторы. Это обеспечит отток избытков водорода из комнаты после проведения обслуживающих мероприятий.

Таким образом, помещения, предназначенные для зарядки аккумуляторов, могут быть устроены в стандартных офисах, если они оборудованы хорошей вентиляцией или соблюдается график проветривания. Такой подход будет удовлетворять нормативам НПБ105-03. Причем это не будет противоречить известной классификации рабочих зон по ПУЭ.

promstellage.ru

Тяговые аккумуляторные батареи » Консультации по пожарной безопасности в С-Пб и Лен. области

Данные рекомендации разработаны на основе действующих норм и правил строительного проектирования, положений «Правил устройства электроустановок» и информации от производителя батарей – фирм «Hawker» и «Exide».

Общие понятия

Все технологические процессы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту тяговых аккумуляторных батарей зависят от вида самих аккумуляторов.

Тяговые аккумуляторы бывают на жидком и на гелиевом электролите.

На жидком электролите. К ним относятся щелочные и кислотные АКБ. Это малообслуживаемые аккумуляторные батареи, обладающие увеличенным интервалом обслуживания, сохраняющие высокую надежность и отличные технические характеристики. Процесс заряда АКБ сопровождается газообразованием кислорода и водорода. Это происходит вследствие электролиза воды зарядным током. Для заряда таких батарей обязательно наличие специального помещения. При достижении состояния полной заряженности в аккумуляторе начинается процесс электролиза согласно закону Фарадея.

  1. НТД — Нормальная Температура и Давление, T= 273 K, Д=1013 кПa
  2. — 1 Aч  h3O разлагается на: 0,42 L h3 + 0,21 L O2,
  3. — Разложение  1 cм³ (1г) h3O  требует 3 Aч,
  4. — 26,8 Aч  h3O разлагается на: 1г h3 + 8г O2.

Водород является взрывоопасным газом, при выделении которого в окружающей среде может возникнуть опасность образования взрывоопасных смесей 4А-Т1 (водород), если концентрация выделяющихся газов в воздухе превысит 4%. Процесс выделения газа ослабевает только через час после отключения зарядного устройства.

На гелиевом электролите: Герметизированные гелиевые тяговые АКБ являются необслуживаемыми на протяжении всего срока службы, поскольку не требуют долива воды. Электролит в них загущен до консистенции геля, состоящего из высокодисперсной смеси серной кислоты и диоксида кремния. Благодаря внутренней рекомбинации и специальным зарядным режимам практически исключается потребление воды и запаса электролита хватает на весь срок службы АКБ. Выделение водорода у данного типа аккумуляторов существенно ниже, чем у батарей с жидким электролитом, поэтому даже в отсутствии вентиляции естественный воздухообмен легко справляется с негативными влияниями. Поэтому их можно использовать в условиях повышенных требований к окружающей среде. Для зарядки гелиевых аккумуляторов не требуется специальных помещений. В соответствии с требованиями ПУЭ герметичные аккумуляторы, заряд которых производится при напряжении до 2,3 В на элемент, могут устанавливаться в общем производственном невзрыво- и непожароопасном помещении при условии установки вентиляционного зонта. В этом случае класс зоны по ПУЭ и категория пожарной опасности производственного помещения не изменяется.

 

Категории пожаро-взрывоопасности

Для правильной организации и строительства помещения зарядки в соответствии со всеми требованиями пожаро-взрывобезопасности необходимо определить его категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. Правильность определения категории помещения зависит от количества и типа аккумуляторных батарей, а также типов зарядных устройств. От категории пожарной опасности зависят решающие направления по защите помещений зарядных станций.

Определение категории помещения сравнительно просто — посредством расчета избыточного давления взрыва. Количество взрывоопасных газов определяется расчетным методом по НПБ 105-03.

Если расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа, то помещение относится к категории А.

Если расчетное избыточное давление взрыва в помещении не превышает 5 кПа, то помещение не относится к категории А и ему присваивается категория ВI—BIV.

 

Категория Удельная пожарная нагрузка q Способ размещения
В1 Более 2200 Не нормируется
В2 1401-2200 См. п. 25 НПБ105-03
В3 181-1400 См. п. 25 НПБ 105-03
В4 1-180 На любом участке пола помещенияПлощадью 10 м2. Способ размещения участков пожарной нагрузки определяется согласно п. 25 НПБ 105-03

 

Строительная часть

Зарядные станции могут размещаться в пристройках, во встроенных помещениях и под навесом с наружной стороны обслуживаемого здания. Помещения зарядных станций должны выделяться противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. Для обслуживающего персонала необходимо предусматривать отдельный выход через дверной проём в наружной стене. Дверной проем в противопожарной преграде, отделяющей помещение зарядной от склада или производства, защищается в зависимости от категории взрывопожарной или пожарной опасности зарядной станции.

Если в помещении зарядной станции категория A, то дверной проем защищается тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре. Кроме того необходимо предусмотреть легко-сбрасываемые конструкции, позволяющие защитить здание от разрушения.

Если в помещении зарядной станции категория BI — BIV, то дверной проем защищается противопожарными дверьми (воротами) с пределом огнестойкости E-30.

В проёмах противопожарных преград , которые по условиям технологии не могут закрываться противопожарными дверями или воротами, для сообщения смежных помещений категорий В, Г и Д допускается предусматривать открытые тамбуры, оборудованные установками автоматического пожаротушения.

Если производственное или складское помещение, а также помещение зарядки оборудованы автоматической установкой пожаротушения, и по условиям технологии проёмы в противопожарных преградах должны быть открыты, то необходимость в открытых тамбурах отпадает.

Заполнение проемов в противопожарных преградах должно выполняться, как правило, из негорючих материалов. Двери, ворота, люки и клапаны допускается выполнять с применением материалов групп горючести не ниже Г3, защищенных негорючими материалами толщиной не менее 4 мм.

Необходимая площадь помещений зарядных станций определяется так:

при заряде батареи в транспортном средстве 13—15 кв.м;

при заряде батареи вне транспортного средства 5—7 кв.м.

В зарядном помещении необходимо предусмотреть отдельное помещение для хранения измерительных приборов, растворов, дистиллированной воды, кислоты, средств пожаротушения, средств защиты, дополнительных аккумуляторов для техники и т.д.

При небольшом количестве заряженных аккумуляторов (до 10 шт.) допускается совмещать в одном помещении ремонт аккумуляторов и их зарядку.

Дверные проёмы и ворота из зарядки в смежное помещение склада или производства должны быть высотой, не превышающей три четверти высоты помещения зарядки.

Стекла в окнах зарядной станции должны быть матовыми или покрыты белой краской. На дверях помещений зарядной станции, аккумуляторной должны быть надписи: «Зарядная», «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Курить воспрещается», «С огнем не входить»;

Электрическая часть.

Величина минимального напряжения зарядного устройства определяется необходимостью иметь на каждый элемент батареи 2В для щелочных и 3В для кислотных аккумуляторов.

Класс зоны помещения зарядки по ПУЭ  В — Iб в верхней зоне (0,25 h помещения). Электрооборудование зарядных помещений в верхней зоне выполняется во взрывозащищенном исполнении, тип защиты электрооборудования в нижней зоне (0,75 h помещения) принимается IP 22.

Светильники, устанавливаемые в верхней зоне зарядного помещения, должны иметь исполнение IP54. В нижней зоне разрешается применять переносные светильники исполнений IP21 и IP32. В помещении зарядки один светильник должен быть подключен к сети аварийного освещения.

В зарядном помещении могут устанавливаться краны в любом взрывозащищенном исполнении для любых категорий и групп взрывоопасных смесей. В случае установки газоанализаторов, отключающих как питание кранов, так и питание зарядных агрегатов при появлении взрывоопасной концентрации в воздухе, не превышающей 50% нижнего предела взрываемости (2%), допускается применение кранов в нормальном исполнении.

В схеме управления и автоматики аккумуляторной батареи должна быть предусмотрена блокировка для отключения зарядного тока при прекращении работы вытяжной вентиляции. Прекращение действия приточной вентиляции должно сигнализироваться.

Электрооборудование местных вытяжных устройств (вентиляционный агрегат) должно иметь взрывозащищенное исполнение.

Вентиляция

В зарядных помещениях следует предусматривать систему вентиляции так, чтобы возникающая при зарядке и разрядке газовая смесь (водород и кислород) удалялась при помощи принудительной вентиляции, не достигая нижней температурной границы воспламенения. Вытяжные вентиляционные устройства зарядного помещения должны иметь два вентилятора: рабочий и резервный с автоматическим включением резерва при остановке рабочего вентилятора.

Расчет воздухообмена за час, необходимый для разрежения газовой смеси, должен выполнять специалист по вентиляции. Отсос газов из помещений должен производиться из верхней и нижней зон со стороны, противоположной притоку свежего воздуха, причём отсос из верхней зоны должен быть более интенсивным. Из помещений с потолком, разделенным балками на отсеки, отсос производят из каждого отсека.

При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока. Учитывая, что гозообразование активно в течение часа по отключению зарядного устройства, то и прекращение работы системы вентиляции необходимо предусмотреть с задержкой на 60 минут.

Пожарная автоматика.

Помещения зарядки должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (НПБ 110-03).

 

Требования к квалификации:

Среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

 

Обязанности работника аккумуляторной комнаты

Несёт ответственность за:

  1. Состояние помещения зарядки аккумуляторных батарей.
  2. Состояние аккумуляторов и зарядных устройств.
  3. Въезд и правильное расположение транспорта взарядной.

Обязанности:

  1. Обслуживание помещения зарядки.
  2. Организация зарядки батарей.
  3. Организация приёмки транспорта после рабочей смены.
  4. Проверка состояние транспорта (внешний осмотр).

В начале рабочего дня каждый водитель получает ключи от техники, работник зарядной фиксирует в журнале кому и какой транспорт он передает. После рабочей смены, каждый водитель заезжает в зарядную комнату на определенное для данного вида техники место и отдает ключ от техники работнику аккумуляторной, тот проводит внешний осмотр и делает отметку в журнале. Далее батарея при необходимости вынимается из техники и устанавливается на специальную подставку при помощи крана или погрузчика. Затем рабочий подключает батарею к зарядному устройству, батарея заряжается.

Каждую неделю рабочий должен осуществлять проверку и при необходимости корректировку уровня электролита в аккумуляторе. Один раз в месяц «в конце заряда» рабочий визуально должен проверять равномерность газовыделения на всех элементах батареи. После «окончания заряда» выборочно измерить плотность и температуру электролита в элементах.

Ежеквартально незадолго до окончания обычного или выравнивающего заряда, рабочий должен контролировать напряжение на элементах, а также плотность и температуру электролита во всех элементах, все выявленные отклонения он должен заносить в журнал. При сильных отклонениях от предыдущих измерений необходимо обратиться в сервисную службу.

 

Техника, используемая для транспортировки

аккумуляторных батарей

Выемка батарей из погрузо-разгрузочной техники производиться вертикально вверх с использованием траверсы или горизонтально на специальные роликовые столы. Траверса может прицепляться на кран-балку, либо на вилы погрузчика. Кран-балка устанавливается либо в спецпомещении для выемки АКБ, либо в зарядном помещении. Транспортировка снятых с погрузчиков АКБ к месту зарядки может осуществляться при помощи мостового крана, перемещающейся по периметру зарядного помещения, либо при помощи ручной гидравлической тележки или погрузчика.

 

Литература:

СНиП 31.03.2001 «Производственные здания»

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

НПБ 105-03 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности»

ППБО 07-91  «Правила пожарной безопасности для учреждений здравохранения»

ВППБ 46-01-95 «Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций  РОСКОМПЕЧАТИ»

НПБ 110-03 Перечень зданий и помещений подлежащих защите АППЗ.

ГОСТ Р МЭК 896-1-95. Стационарные свинцово-кислотные батареи. Общие требования и методы испытания;

ПУЭ 7-е издание Правила устройства электроустановок

ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в РФ

Журнал «Складские технологии» №5, 2005

Метки: Аккумулятор, Зарадка АКБ, Категория

malahov-consultant.ru

Как правильно заряжать аккумуляторы.

Зарядка аккумуляторных батарей



Требования к помещениям для зарядки аккумуляторных батарей

Поскольку зарядка аккумуляторной батареи сопровождается выделением газов, способных к возгоранию и вредному воздействию на человеческий организм, для осуществления зарядки необходимо специальное помещение, отвечающее определенным требованиям. В автотранспортных предприятиях и СТОА зарядку аккумуляторных батарей осуществляют в аккумуляторных цехах, участках или отделениях, включающих, как правило, два помещения – «кислотное» (или «ремонтное») - для хранения кислоты, дистиллированной воды, приготовления электролита и обслуживания аккумуляторных батарей, и «зарядное» - для зарядки аккумуляторных батарей.

правильная зарядка аккумуляторов

Помещения для обслуживания и зарядки аккумуляторных батарей должны удовлетворять требованиям ПУЭ-76 и СНиП III-33-76. Помещение аккумуляторного цеха изолируется от попаданий в него пыли, испарений и газа, должно быть легко доступно для обслуживающего персонала, не должно подвергаться каким-либо сотрясениям. Аккумуляторные батареи обслуживаются как в помещениях с естественным освещением (в этом случае для окон применяются матовое или покрытое белой клеевой краской стекло), так и в совершенно закрытых без естественного освещения. Искусственное освещение выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к взрывоопасным помещениям. Осветительная арматура применяется взрыво- и кислотозащищенная, а проводка выполняется освинцованным кабелем с медными жилами.

Потолки помещений аккумуляторных батарей должны быть несгораемыми (бетонными) и гладкими. В исключительных случаях, когда не удается избежать выступающих конструкций, в них закладываются трубки для свободного прохода воздуха между отсеками или применяется иное равноценное конструктивное решение.

Полы помещений аккумуляторных батарей выполняются строго горизонтальными, на бетонном основании с кислотоупорным покрытием (керамические кислотоупорные плитки с заполнением швов кислотоупорным материалом или асфальтовое покрытие). Стены, потолки, полы, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней стороны), металлические конструкции окрашиваются кислотоупорной краской в два слоя.

Наличие водорода в воздухе (в объеме 2…3%) делает его взрывоопасным; для удаления водорода из помещения аккумуляторной батареи и помещения для хранения и приготовления электролита последние оборудуются принудительной приточно-вытяжной вентиляцией с расположением всасывающих отверстий как внизу помещения (для отсоса тяжелых газов), так и вверху (для отсоса водорода). Выброс газа производится через отдельную шахту, расположенную над крышей здания на высоте не менее 1,5 м и защищенную от попадания в нее атмосферных осадков. Включение вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции здания запрещается. Если потолок помещения разделен балками на отсеки, отсос производится из каждого отсека. Металлические вентиляционные короба не должны располагаться над аккумуляторами.

Для поддержания электролита в нормальных условиях помещение для хранения и обслуживания аккумуляторных батарей в холодное время года отапливается, и температура в нем поддерживается не ниже +10° С. Отопление обычно осуществляется с помощью калориферов. При применении электроподогрева принимаются меры против заноса искр через канал. В случае невозможности применения калорифера допускается устройство парового или водяного отопления, оно выполняется в пределах помещения аккумуляторной батареи гладкими трубами, соединенными сваркой. Фланцевые стыки и установка вентилей запрещаются.

***



Способы и технология зарядки

Зарядку аккумуляторной батареи рекомендуется производить при постоянной величине зарядного тока с применением специальных зарядных устройств. Зарядка аккумуляторной батареи считается полной, если напряжение на её выводах остаётся постоянным в течение 2 ч, при этом в конце зарядки во всех аккумуляторах должно быть бурное газовыделение (кипение). Если какой-нибудь из аккумуляторов батареи не «кипит», значит, он неисправен – либо чрезмерная сульфатация пластин, либо их замыкание. Аккумуляторную батарею в таком случае подвергают капитальному ремонту или, чаще всего, выбраковывают.

Плотность электролита после окончания зарядки во всех аккумуляторах не должна различаться более чем на 0,01 г/см3.

Для протекания зарядного тока необходимо, чтобы напряжение зарядного устройства было больше ЭДС аккумуляторной батареи. Для зарядки аккумуляторных батарей в цехах используют зарядные устройства ВСА-3 с твердым селеновым выпрямителем, обеспечивающим силу тока до 8 А, или ВСА-5 - сила тока до 12 А. Для ускоренной зарядки применяют передвижные установки типа Э-410 или аналогичные. При зарядке аккумуляторных батарей личных автомобилей владельцы используют выпрямители меньшей мощности.

Наиболее часто используются два способа зарядки:

  • при постоянном зарядном токе;
  • при постоянном напряжении.

Реже применяются модифицированная зарядка, при которой изменяются и ток, и напряжение, ускоренная зарядка, представляющая собой зарядку токами большой силы. При любом способе зарядки температура электролита в аккумуляторных батареях должна быть не выше 35 ˚С.

Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном зарядном токе применяется на зарядных станциях и в аккумуляторных отделениях автотранспортных предприятий. Получают постоянный ток различными способами: регулированием напряжения зарядного устройства; изменением сопротивления реостата, включенного в цепь. При заряде током постоянной силы рекомендуемый ток должен быть 10% от номинальной емкости аккумуляторной батареи. Т. е. если заряжается аккумуляторная батарея 6СТ-60, то рекомендуемая величина зарядного тока - 6 А. В конце зарядки напряжение на одном аккумуляторе может достигать до 2,7 В.

зарядка аккумуляторных батарей

Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном напряжении на зарядных станциях применяется редко. При этом способе напряжение поддерживается постоянным, а зарядный ток изменяется. Вначале зарядки ток достигает наибольших значений, а в процессе зарядки сила тока уменьшается. В стационарных условиях напряжение зарядки должно быть 2,3...2,4 В на аккумулятор. Продолжительность зарядки при постоянном напряжении практически равна времени зарядки при постоянном токе. Преимуществом данного способа является меньшее газовыделение в конце зарядки вследствие меньшего напряжения. Недостатком является необходимость применения более мощного зарядного устройства. Зарядка аккумуляторных батарей при постоянном напряжении используется в процессе их эксплуатации на автомобиле. Этот способ не применяется если батарея сильно разряжена.

Ускоренная подзарядка аккумуляторных батарей применяется в случае чрезмерно разряженной аккумуляторной батареи при эксплуатации и при необходимости восстановить её работоспособность в короткое время. Достоинством ускоренной подзарядки является возможность подзарядки батареи не снимая её с автомобиля. Ускоренная зарядка производится токами 70...90 % номинальной ёмкости.

Ускоренная подзарядка проводится не до полного заряжения батареи. Режим ускоренной зарядки может успешно применяться для быстрого повышения характеристик аккумуляторной батареи при низкой температуре непосредственно перед пуском двигателя. Это называется предпусковой подзарядкой, которая проводиться в течение 7...10 минут.

Понять, что аккумулятор зарядился можно по следующим признакам: - начинает закипать электролит; - плотность кислотного наполнителя и величина напряжения на аккумуляторных клеммах остаются постоянными в течении двух-трёх часов.

***

Сухозаряженные аккумуляторные батареи



k-a-t.ru

Какие установлены требования к устройству и содержанию помещений для зарядки аккумуляторных батарей?

Эти требования, ранее изложенные в различных нормативных правовых актах, систематизированы в Межотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правилах пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3.

Помещения аккумуляторных должны размещаться в зданиях не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений преимущественно на первом этаже зданий и должны состоять из: помещения, в котором производится заряд аккумуляторов, кислотной (для хранения кислоты (щелочи) и приготовления электролита), помещения для ремонта аккумуляторных батарей.

При размещении аккумуляторных в многоэтажных зданиях вышерасположенные этажи должны быть защищены от проникновения газов.

Вход в помещения для заряда аккумуляторов и кислотной осуществляется через общий тамбур, который оборудуется приточной вентиляцией для создания подпора воздуха. Устройство входа из бытовых помещений запрещается. Двери тамбура, помещения для заряда аккумуляторов и кислотной должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими открывание их без ключа с внутренней стороны.

На дверях должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Кислотная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается» и указана категория помещения по взрывоопасности.

Вблизи аккумуляторной оборудуют умывальник, где должны быть мыло, вата, полотенце.

Аккумуляторные не допускается размещать в подвальных помещениях, под помещениями производств с «мокрым» технологическим процессом, душевыми, ваннами, туалетами и прочими помещениями, непосредственно под и над помещениями, в которых длительно может находиться более 50 человек (залами заседаний, буфетами и тому подобным).

Для помещений аккумуляторных допускается только центральное отопление. Приборы отопления должны быть с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку.

Стены, потолки, двери и оконные рамы, вентиляционные короба (с наружной и внутренней стороны), металлические конструкции и другие части помещения аккумуляторной и кислотной должны окрашиваться кислотостойкой (щелочестойкой) краской.

Для освещения аккумуляторной применяются светильники во взрывозащищенном исполнении. Осветительная проводка выполняется проводом в кислотостойкой или щелочестойкой оболочке в зависимости от вида аккумуляторов. Выключатели, штепсельные розетки и предохранители должны быть установлены вне помещения аккумуляторной.

Для вентиляции аккумуляторных должна быть выполнена механическая приточно-вытяжная вентиляция и естественная вытяжная вентиляция, которая обеспечивает не менее чем однократный обмен воздуха в час. Вытяжные отверстия должны обеспечивать удаление 1/3 вытяжного воздуха из верхней части помещения и 2/3 воздуха из нижней.

Элементы вентиляционного оборудования (воздуховоды и другие элементы) должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении. Вытяжные вентиляторы должны применяться во взрыво - безопасном исполнении. На воздуховодах приточной вентиляции должны быть установлены обратные самозакрывающиеся клапаны. Вентиляторы должны устанавливаться за пределами помещения, в котором заряжаются аккумуляторы.

При прекращении работы вентиляции должно быть предусмотрено отключение зарядного тока.

Выводить вентиляционные каналы в дымоходы или общую вентиляционную систему здания не допускается.

Для кислотных и щелочных аккумуляторов должны быть оборудованы отдельные помещения.

Выпрямители для зарядки аккумуляторов размещаются в отдельном помещении, оборудованном дверью, которая должна открываться наружу и иметь самозапирающийся замок, открываемый без ключа с внутренней стороны помещения.

Проход между лицевой стороной токораспределительного щита или выпрямителем и другим оборудованием или стенкой должен быть не менее 1,2 м.

Перед батарейными щитками, выпрямительными устройствами и токораспределительными щитками должны быть положены диэлектрические ковры длиной, соответствующей длине электроустановки.

Площадь остекления окон аккумуляторной должна быть не менее 0,05 м2 на 1 м3 объема всего помещения. Стекла должны быть матовыми или покрытыми белой краской.

Помещения для ремонта аккумуляторов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.

В помещениях для ремонта аккумуляторов допускается применение открытого огня (газовая горелка, паяльная лампа) для ремонта аккумуляторных батарей при условии соблюдения мер пожарной безопасности.

ohranatruda.of.by


Смотрите также